ноября 08, 2013

«Трижды Агфа» (Agfa+ Agfa+ Agfa)

ОБЗОР-ТЕСТ винтажной фото камеры AGFA Silette

 Интро.

В этом обзор-тесте мы юзаем очередного антикварного немца (вернее немку)  – AGFA Silette. 
Сей фот ни разу не является ломографическим по предназначению, но мы любим ретро-фотографию, поэтому он нам интересен. 

 Данный раритет я взял «полетать» у своего друга, тёски и коллеги по тест-драйвам фотокамер, Днепропетровского (хотя родом он из Днепродзержинска – Деня, ну определись ты уже с пропиской) ломографа и ретрографа Дениса Монатко. Сия Агфа куплена им в рабочем состоянии через интернет у частного лица за 200 украинских денег, что очень недорого, т.к. аналогичные экземпляры встречаются до 600 украинских денег.
Немного о том, почему статью назвал «Трижды Агфа» - всё очень просто и на это есть три причины:
1-я причина – это сама фотокамера Agfa Silette;
2-я причина – это Agfa Vista iso 100 135/36 (цветная фотоплёнка, просроченная, проявлена в фото-лабе по процессу С41, RGB сканирование портативным сканером Rollei DF-S 120 SE);
3-я причина – это Agfa APX100 iso 100 135/36 (монохромная фотоплёнка, ручная проявка в Родинал, RGB и монохромное сканирование портативным сканером Rollei DF-S 120 SE)
 В данном тесте гарантирую много фотографий.

Историческая справка линейки Silette.

Компания Agfa-Gevaert Group начала выпускать линейку Agfa Silette как серию недорогих и простых в управлении шкальных и дальномерных фотоаппаратов с не сменяемым объективом. Производилась сия линейка с 1953 года по 1974 год.
Конструкция всех модификаций камеры практически идентичная, отличались они только объективом и затвором, а поздние модели и наличием встроенного дальномера. Первые модели продавались в США под названиями Ansco Memar и Super Memar, а позднее — Agfa Solina.


Вот некоторые из них: ссылка 1, ссылка 2.
Тестируемая нами Agfa Silette это модель образца 1955 года, это одна из самых старых версий этой камеры, которой (вероятно до сих пор) пользуются более миллиона фотографов-любителей во всем мире, в виду неприхотливости и живучести данной конструкции.
Немного отвлекусь от темы. Копаясь в истории основания компании Agfa-Gevaert Group, обнаружил интересный факт: одним из основателей был Paul Mendelssohn Bartholdy, сын того самого композитора Мендельсона. Забавно то, что оба, и отец и сын, внесли огромный вклад в свадебные церемонии, т.к. ни одна свадьба не обходиться без «марша Мендельсона» и без фотографии.


Что такое Agfa Silette по версии 1955 г. ???

Тип камеры – шкальная 1-но объективная плёночная механическая фотокамера.

Предназначение – для любительской фотосъёмки.

Размер – 13.5х9.5х6 см. (ДхВхШ).

Материал – корпус и механика фотоаппарата металлические.

Качество сборки – «мэйд ин джермани» и этим всё сказано.

Фотоматериал - пленка  тип 135 (35 мм) – размер кадров 24х36.

Механизм затвораAGFA «Vario», тип «центральный за линзовый затвор».

Выдержки - 1/25, 1/50, 1/200 и B.

Объектив – встроенный AGFA «АNGAR», светосила 1:3,5, фокусное расстояние 45 мм. 
Дистанция фокусировки – маркировка в футах:

                                      Фут               метр

                                      3                      0.914

                                      3,5                   1.066

                                      4                      1.219

                                      5                      1.524

                                      6                      1.828

                                      8                      2.438

                                      10                    3.048

                                      15                    4.572

                                      30                    9.144

                                      ∞                     бесконечность

Перемотка – механическая курковая, намотка плёнки на встроенную приёмную катушку.

Счетчик кадров – механический на 36 кадров.

Спуск – кнопочный, с блокировкой затвора при не перемотанном кадре, а это означает, что для фотографирования «даблов» камера не предназначена.

Вспышка – встроенная вспышка не предусмотрена, имеется башмак для установки внешней вспышки, запуск вспышки по синхроконтакту.

Видоискатель – встроенный рамочный.
 

 

Эргономика

Первое впечатление: камера показалась простоватой по дизайну и немного неудобной по эргономике, но несколько дней использования показали, что это дело привычки. Камера лёгкая и не даёт ощущения «візьмеш в руки маєш річ». При фотографировании с рук удобнее использовать, не вынимая камеру из кожаного кофра (достаточно просто откинуть «капюшон» кофра), это добавляет камере немного веса и объёма.
Поначалу меня обескуражила метрическая система в футах. Мне как архитектору привыкшему видеть мир исключительно в миллиметрах (ну так уж и быть - в метрах тоже), пришлось для начала вклеить в кофр шпаргалку с калькуляцией футов в метры, а потом «пристрелявшись» просто умножал один фут на три дециметра – для объектива эта погрешность была незначительной. Ещё что может вызвать неудобство при фокусировке – это отсутствие встроенного дальномера, но можно купить внешний дальномер для шкальных камер (для справки - винтажный дальномер «Блик» советского производства в рабочем состоянии стоит всего 25 укаринских денег).
Зарядка, обратная перемотка, выемка плёнки устроена классическим для такого типа камер способом и никаких трудностей не вызывает. Перематывать плёнку при фотографировании нужно курковым рычажком (как в наших «Зенитах»), это очень удобно.
Камера имеет штативное гнездо, и, что вдвойне приятно, в кофре продублировано ещё одно гнездо, таким образом можно ставить камеру на штатив не расчехляя его.
Камера предусматривает работу со вспышкой. На Silette можно поставить любую вспышку (естественно о применении TTL вспышек речь не идёт) со стандартной пяткой, но запуск осуществляется только по синхроконтакту. В тесте я использовал вспышку «Фотон» советского производства 1992 года выпуска.
На линзах имеется оптическое покрытие то ли это антиблик, то ли просветление, то ли и то и другое вместе взятое – в официальных (и неофициальных) источниках никакой информации мне найти не удалось.
После проявки плёнки выяснилось, что видоискатель не даёт правильного угла обзора. В итоге то, что видно при съёмке примерно на 20-25 % меньше, чем входит в кадр. Это объяснило моё недовольство при фотографировании, когда мне постоянно приходилось отходить от объекта съёмки на несколько метров назад, чтобы поместить в видоискатель всё, что я хотел (хотя объектив в 45 мм должен давать оптический угол, относительно приближённый к человеческому масштабу зрения). Как я уже сказал – после проявки первой плёнки эта «нестыковка» выяснилась, и уже фотографируя следующую плёнку, я старался это учитывать. Ниже приведена примерная иллюстрация того, что я видел в видоискателе (цветное изображение) и того, что реально попало в кадр (монохромным цветом выделено то, что не вписалось в окуляр видоискателя).
Для полной картины прикладываю ссыль на оригинальную инструкцию в формате PDF.

 

Тестовые снимки

Перед тем как говорить о фотосъёмке данной камерой на улице и съёмкой в помещении, я хочу немного написать (и показать) о том, какие результаты камера выдает при искусственном освещении. В этом мне помогут «лайт-бол» (круглый аналог лайт-бокса) и Михаил Тестовый (за выслугу лет в творческой фото индустрии - читать как имя и фамилию).
Начну с «лайт-бола». Снимал в тёмном помещении без вспышки. Сделал «вилку» с усреднёнными показателями выдержка/диафрагма (на фото с лева на право) – по таблице позиции 1, 2, 3. Показатели выставлял интуитивно, на экспонометр не мерял – т.к. хотел понять, на что способна камера если «высоких технологий» под рукой не оказалось. Результат (смотри ниже) - моё мнение - последний кадр наиболее приемлемый, хотя по апертуре в 8 и 5.6 практически не видна разница.
Протестировать камеру со вспышкой и без мне помог Тестовый Михаил. Условия съёмки прописаны в таблице – позиции 4, 5, 6, 7.
 
Условия освещения
выдержка
диафрагма
1
Софтбокс мощностью 130 ват в темной комнате
1/25
8
2
Софтбокс мощностью 130 ват в темной комнате
1/50
8
3
Софтбокс мощностью 130 ват в темной комнате
1/50
5.6
4
Лампа дневного света
1/50
3.5
5
Лампа дневного света
1/25
3.5
6
Вспышка с размещением по оптической  оси объектива
1/200
16
7
Вспышка с выносом на 40 см в сторону от оптической  оси объектива
1/200
16
  


Посмотрим, что выдала камера при съёмке в помещении. Камера неплохо справляется с предметной съемкой, как со вспышкой, так и  при искусственном освещении, и даже при контровом естественном свете (кот на подоконнике). Вот чего не любит камера при работе на ближних планах, так это ошибок – на снимке с тремя фотокамерами я допустил ошибку – приблизился к объектам ближе положенных 3-х футов – как результат «нет резкости».

Портретная съёмка на ближних планах – результат очень хороший. Фотографии на средних планах теряют в деталировках.

А теперь много фоток на тему городская среда. Если-бы видоискатель отображал реальный размер кадра – я-бы остался доволен, но этот недочёт осложнял процесс съёмки. А теперь о хорошем – о фотографиях, снимки в этом жанре получаются симпатичными, объектив практически не выдаёт перспективных искажений (только при нестандартных ракурсах). С различными условиями освещения (солнце, облачность, тень) получаются приемлемые результаты.

 

Портретная сьёмка при естественном освещении получается очень характерной - объектив этой камеры очень верно подмечает характерные для персонажа эмоции и мимику. Но этого и следовало ожидать – в камере встроено «немецкое стекло» 45 мм (почти 50 мм или «полтос»), так что можно утверждать, что в камере стоит «портретник».

 
 

 Особенно хочу отметить то, что меня порадовало (я бы даже сказал приятно удивило), при естественном освещении камера отлично читает фактуры материалов – будь то зелень, камень, метал или стекло.


Для репортажной съёмки (в частности для актуального ныне жанра «стрит фотография»), камера не подходит. Конструкция камеры, органы управления, и нагло врущий видоискатель не позволяют быстро реагировать на происходящее. Агфа Силит – из тех фотокамер, которые требуют к себе неспешного обращения.


Что хорошо и что плохо?
Минусы: метрическая система в футах, нужно использовать внешний дальномер, видоискатель врёт, мало выдержек.
Плюсы: объектив выдаёт хорошую деталировку, дополнительное штативное гнездо на кофре, простота использования.
Тест на «ломографичность»: я не считаю, что данная камера будет удобна ломографу, так-как объектив камеры будет более актуален для использования в городской среде и портретировании.
Вывод: Камера лёгкая и относительно компактная, если привыкнуть к футовой метрической системе и некоторым эргономическим недочётам – получаем неприхотливую ретро фотокамеру для повседневного использования.


Хозяин фотокамеры и некоторые фото в тесте– ломограф и ретрограф Ден Монатко (на фото слева). 
Текст и фотографии – камера испытатель Den Weissman (на фото справа).

Снято на AGFA Silette.

До новых ФОТОТЕСТОВ!











Комментариев нет:

Отправить комментарий