ОБЗОР-ТЕСТ винтажной фото камеры AGFA Silette
Интро.
В
этом обзор-тесте мы юзаем очередного антикварного немца (вернее немку) – AGFA Silette.
Сей
фот ни разу не является ломографическим по предназначению, но мы любим
ретро-фотографию, поэтому он нам интересен.
Данный раритет я взял «полетать» у
своего друга, тёски и коллеги по тест-драйвам фотокамер, Днепропетровского (хотя родом он из Днепродзержинска – Деня, ну
определись ты уже с пропиской) ломографа и ретрографа Дениса Монатко. Сия Агфа куплена им в рабочем
состоянии через интернет у частного лица за 200 украинских денег, что очень
недорого, т.к. аналогичные экземпляры встречаются до 600 украинских денег.
Немного о том, почему статью назвал
«Трижды Агфа» - всё очень просто и на это есть три причины:
1-я
причина – это сама фотокамера Agfa
Silette;
2-я
причина – это Agfa
Vista
iso
100 135/36 (цветная фотоплёнка, просроченная, проявлена в фото-лабе по процессу С41,
RGB сканирование портативным сканером Rollei DF-S 120 SE);
3-я
причина – это Agfa APX100 iso 100 135/36 (монохромная
фотоплёнка, ручная проявка в Родинал, RGB и монохромное сканирование портативным сканером Rollei
DF-S 120 SE).
В данном тесте гарантирую много фотографий.
Историческая справка линейки Silette.
Компания Agfa-Gevaert Group начала выпускать линейку Agfa Silette как серию недорогих и простых в управлении шкальных и дальномерных
фотоаппаратов с не
сменяемым объективом. Производилась сия линейка с 1953 года
по 1974 год.
Конструкция всех модификаций камеры
практически идентичная, отличались они только объективом и затвором, а поздние модели и наличием встроенного дальномера. Первые
модели продавались в США под названиями Ansco Memar и Super Memar, а
позднее — Agfa Solina.
Тестируемая нами Agfa Silette это модель образца 1955 года, это одна из самых старых
версий этой камеры, которой (вероятно до
сих пор) пользуются более миллиона фотографов-любителей во всем мире, в
виду неприхотливости и живучести данной конструкции.
Немного отвлекусь от темы. Копаясь в
истории основания компании Agfa-Gevaert
Group, обнаружил интересный факт: одним из основателей был Paul Mendelssohn
Bartholdy, сын того самого композитора Мендельсона. Забавно то, что оба, и отец
и сын, внесли огромный вклад в свадебные церемонии, т.к. ни одна свадьба не
обходиться без «марша Мендельсона» и без фотографии.
Что такое Agfa Silette по версии 1955
г. ???
Тип камеры – шкальная 1-но объективная
плёночная механическая фотокамера.
Предназначение – для любительской
фотосъёмки.
Размер – 13.5х9.5х6 см. (ДхВхШ).
Материал
– корпус и механика фотоаппарата металлические.
Качество сборки – «мэйд ин джермани» и
этим всё сказано.
Фотоматериал - пленка тип 135 (35 мм) – размер кадров 24х36.
Механизм затвора – AGFA «Vario», тип «центральный за линзовый затвор».
Выдержки - 1/25, 1/50, 1/200 и B.
Объектив
– встроенный AGFA «АNGAR», светосила 1:3,5, фокусное расстояние 45 мм.
Дистанция
фокусировки – маркировка в футах:
Фут метр
3 0.914
3,5 1.066
4 1.219
5 1.524
6 1.828
8 2.438
10 3.048
15 4.572
30 9.144
∞ бесконечность
Перемотка – механическая курковая,
намотка плёнки на встроенную приёмную катушку.
Счетчик кадров – механический на 36 кадров.
Спуск – кнопочный, с блокировкой
затвора при не перемотанном кадре, а это означает, что для фотографирования
«даблов» камера не предназначена.
Вспышка – встроенная вспышка не
предусмотрена, имеется башмак для установки внешней вспышки, запуск вспышки по
синхроконтакту.
Видоискатель – встроенный рамочный.
Эргономика
Первое
впечатление: камера показалась простоватой по дизайну и немного неудобной по
эргономике, но несколько дней использования показали, что это дело привычки.
Камера лёгкая и не даёт ощущения «візьмеш в руки маєш річ». При фотографировании с рук удобнее использовать, не
вынимая камеру из кожаного кофра (достаточно
просто откинуть «капюшон» кофра), это добавляет камере немного веса и
объёма.
Поначалу
меня обескуражила метрическая система в футах. Мне как архитектору привыкшему
видеть мир исключительно в миллиметрах (ну
так уж и быть - в метрах тоже), пришлось для начала вклеить в кофр
шпаргалку с калькуляцией футов в метры, а потом «пристрелявшись» просто умножал
один фут на три дециметра – для объектива эта погрешность была незначительной.
Ещё что может вызвать неудобство при фокусировке – это отсутствие встроенного
дальномера, но можно купить внешний дальномер для шкальных камер (для справки - винтажный дальномер «Блик»
советского производства в рабочем состоянии стоит всего 25 укаринских денег).
Зарядка,
обратная перемотка, выемка плёнки устроена классическим для такого типа камер
способом и никаких трудностей не вызывает. Перематывать плёнку при фотографировании
нужно курковым рычажком (как в наших
«Зенитах»), это очень удобно.
Камера
имеет штативное гнездо, и, что вдвойне приятно, в кофре продублировано ещё одно
гнездо, таким образом можно ставить камеру на штатив не расчехляя его.
Камера
предусматривает работу со вспышкой. На Silette
можно поставить любую вспышку (естественно
о применении TTL
вспышек
речь не идёт) со
стандартной пяткой, но запуск осуществляется только по синхроконтакту. В тесте
я использовал вспышку «Фотон» советского производства 1992 года выпуска.
На линзах имеется оптическое покрытие то ли это антиблик, то ли просветление, то ли и то и другое вместе взятое – в официальных
(и неофициальных) источниках никакой
информации мне найти не удалось.
После проявки плёнки выяснилось, что
видоискатель не даёт правильного угла обзора. В итоге то, что видно при съёмке
примерно на 20-25 % меньше, чем входит в кадр. Это объяснило моё недовольство
при фотографировании, когда мне постоянно приходилось отходить от объекта
съёмки на несколько метров назад, чтобы поместить в видоискатель всё, что я
хотел (хотя объектив в 45 мм должен
давать оптический угол, относительно приближённый к человеческому масштабу
зрения). Как я уже сказал – после проявки первой плёнки эта «нестыковка»
выяснилась, и уже фотографируя следующую плёнку, я старался это учитывать. Ниже
приведена примерная иллюстрация того, что я видел в видоискателе (цветное изображение) и того, что реально попало в кадр (монохромным цветом выделено то, что не
вписалось в окуляр видоискателя).
Для полной картины прикладываю ссыль на оригинальную инструкцию в формате PDF.
Тестовые снимки
Перед тем как говорить о фотосъёмке
данной камерой на улице и съёмкой в помещении, я хочу немного написать (и показать) о том, какие результаты
камера выдает при искусственном освещении. В этом мне помогут «лайт-бол» (круглый аналог лайт-бокса) и Михаил
Тестовый (за выслугу лет в творческой
фото индустрии - читать как имя и фамилию).
Начну с «лайт-бола». Снимал в тёмном
помещении без вспышки. Сделал «вилку» с усреднёнными показателями выдержка/диафрагма (на фото с лева на право) – по таблице
позиции 1, 2, 3. Показатели выставлял
интуитивно, на экспонометр не мерял – т.к. хотел понять, на что способна камера
если «высоких технологий» под рукой не оказалось. Результат (смотри ниже) - моё мнение - последний кадр
наиболее приемлемый, хотя по апертуре в 8 и 5.6 практически не видна разница.
Протестировать камеру со вспышкой и
без мне помог Тестовый Михаил. Условия съёмки прописаны в таблице – позиции 4, 5, 6, 7.
№
|
Условия
освещения
|
выдержка
|
диафрагма
|
1
|
Софтбокс мощностью 130 ват в темной
комнате
|
1/25
|
8
|
2
|
Софтбокс мощностью 130 ват в темной
комнате
|
1/50
|
8
|
3
|
Софтбокс мощностью 130 ват в темной
комнате
|
1/50
|
5.6
|
4
|
Лампа дневного света
|
1/50
|
3.5
|
5
|
Лампа дневного света
|
1/25
|
3.5
|
6
|
Вспышка с размещением по оптической оси объектива
|
1/200
|
16
|
7
|
Вспышка с выносом на 40 см в сторону
от оптической оси объектива
|
1/200
|
16
|
Посмотрим, что выдала камера при съёмке
в помещении. Камера неплохо справляется с предметной съемкой, как со вспышкой,
так и при искусственном освещении, и
даже при контровом естественном свете (кот
на подоконнике). Вот чего не любит камера при работе на ближних планах, так
это ошибок – на снимке с тремя фотокамерами я допустил ошибку – приблизился к объектам
ближе положенных 3-х футов – как результат «нет резкости».
Портретная съёмка на ближних планах –
результат очень хороший. Фотографии на средних планах теряют в деталировках.
А теперь много фоток на тему городская
среда. Если-бы видоискатель отображал реальный размер кадра – я-бы остался
доволен, но этот недочёт осложнял процесс съёмки. А теперь о хорошем – о фотографиях,
снимки в этом жанре получаются симпатичными, объектив практически не выдаёт
перспективных искажений (только при нестандартных
ракурсах). С различными условиями освещения (солнце, облачность, тень) получаются приемлемые результаты.
Портретная сьёмка при естественном
освещении получается очень характерной - объектив этой камеры очень верно
подмечает характерные для персонажа эмоции и мимику. Но этого и следовало
ожидать – в камере встроено «немецкое стекло» 45 мм (почти 50 мм или «полтос»), так что можно утверждать, что в камере
стоит «портретник».
Особенно хочу отметить то, что меня
порадовало (я бы даже сказал приятно
удивило), при естественном освещении камера отлично читает фактуры
материалов – будь то зелень, камень, метал или стекло.
Для репортажной съёмки (в частности для актуального ныне жанра «стрит
фотография»), камера не подходит. Конструкция камеры, органы управления, и
нагло врущий видоискатель не позволяют быстро реагировать на происходящее. Агфа
Силит – из тех фотокамер, которые требуют к себе неспешного обращения.
Что хорошо и что плохо?
Минусы: метрическая система в футах, нужно
использовать внешний дальномер, видоискатель врёт, мало выдержек.
Плюсы: объектив выдаёт хорошую деталировку,
дополнительное штативное гнездо на кофре, простота использования.
Тест на «ломографичность»: я не считаю, что данная камера будет
удобна ломографу, так-как объектив камеры будет более актуален для использования
в городской среде и портретировании.
Вывод: Камера лёгкая и относительно
компактная, если привыкнуть к футовой метрической системе и некоторым
эргономическим недочётам – получаем неприхотливую ретро фотокамеру для
повседневного использования.
Хозяин
фотокамеры и некоторые фото в тесте– ломограф и ретрограф Ден Монатко (на фото слева).
Текст и фотографии – камера испытатель Den Weissman (на фото справа).
Комментариев нет:
Отправить комментарий