Что такое «Плёночная археология»?
Всем читателям, привет!
Хочу рассказать Вам о всё
больше набирающем популярность движении социальной культуры, сочетающем в себе:
фотографию, увлечение антиквариатом, любовь к истории и, в какой-то степени,
кладоискательству – «найденная плёнка»
или «Found film». Сразу хочу предупредить, что изначально данным термином
назывался один из хоррор жанров кинематографа, который основывался на якобы
найденных документальных кино-фото-материалах …. но в этом паблике речь не о
хоррорах.
Сегодня всё чаще и чаще
под данным термином подразумевается реально найденная кем-либо фото (и реже кино) плёнка, (чаще всего) не идентифицированного
авторства. Это частичка истории глазами некого неизвестного фотографа.
Испорченные или, если повезёт, уцелевшие кадры как-бы открывают нам ранее
неведомый портал в прошлое, некую загадку, которая завораживает. Иногда
попадаются простые кадры из жизни людей, иногда некие исторические или
хронологические события, а иногда и уникальные кадры. Всегда чувствуется
характер изображения и тот факт, что время потрудилось над этими образами.
Сегодня даже возник новый термин дающий очень точную характеристику данному
явлению – «плёночная археология».
Бобины с фотоплёнкой, которой так и не суждено было быть отснятой. Эта находка была обнаружена в заброшенной фотолаборатори, пострадавшей от повышения грунтовых вод (затопило) |
Несмотря на век цифровых
технологий, нахождение утраченных фото материалов из прошлого встречается
сегодня очень часто. Сегодня такие находки особо востребованы историками, коллекционерами и фото любителями.
Вот реальная история. Один
знакомый рассказывал мне, что он лет 10 назад в составе некой строительной
бригады реконструировал чердак старого здания. Был найден целый ящик отснятых амбротипов (старинные фото негативы крупноформатной
фотокамеры на стеклянной пластине с фотоэмульсией на глицериновом основании),
многие из них были повреждены и это сокровище приняли за хлам и (о ужас) просто вынесли на мусорку, и к
сожалению изображений не сохранилось…. Это очень печальная история, и мой
собеседник вспоминая этот случай очень сожалеет (а я - скорблю о такой потере и сильно расстраиваюсь вспоминая эту
историю). На сегодняшний день такая находка действительно приравнивалась бы
к находке сокровища, как в историческом, так и материальном эквиваленте.
Откуда беруться такие фотоплёнки?
1.
Иногда
мы находим в домашних вещах свои-же отснятые плёнки (или плёнки наших родственников), которые были проэкспонированы 10-ть,
20-ть и более лет назад, но после про них забыли;
2.
Некоторые
плёнки находим в заброшенных чердаках, подвалах, кладовых (это остатки профессиональных или любительских фотолабораторий);
3.
В
интернете (вполне реально найти в
соответствующих форумах) существуют международные рынки продаж найденных
фотоплёнок (как проявленных так и не
проявленных);
4.
На
фото барахолках тоже можно купить проэкспонированную (в каком-нибудь из продаваемых фотоаппаратов) плёнку;
5.
Чаще
всего такие находки приключаются, когда мы покупаем на тех-же фото барахолках
или через интернет, или нам просто отдают старые фотокамеры, которыми кто-то
уже успел (или не доуспел)
попользоваться.
Естественно о качестве
изображения в таких плёнках можно только мечтать. Многие плёнки просто не
доживают до сегодняшних дней, но если удаётся с такой плёнки извлечь хоть
какое-то изображение – это большая удача. Почему-то негласным правилом ценятся именно не проявленные ранее плёнки, которые впоследствии ты сам оживляешь (проявляешь).
Я бы даже сказал, что
плохое качество изображения придаёт изображению некую таинственность и
аутентичность загадок прошлого. И, естественно, в такое изображение хочется
вглядываться и разгадывать его секреты:
-
кто был фотографом (мальчишка с
папиным фотоаппаратом, или фотолюбитель, или это фотографии пожилой четы
путешествующей по миру)?
- чем руководствовался человек фотографируя (это семейный праздник, или это красоты окрестностей возле озера, или это вечеринка, или даже любимый питомец)?
- чем руководствовался человек фотографируя (это семейный праздник, или это красоты окрестностей возле озера, или это вечеринка, или даже любимый питомец)?
- где это было сфотографировано (это путешествие в большой город, или это
дом в деревне, или это служба в армии)?
Согласитесь – соприкасаться с жизнью других людей и смотреть на мир их
глазами очень интересно. Почему-то, несмотря на некую банальность историй
увиденных на этих кадрах – в них хочется верить. Эти кадры правдивее
современных постановочных фотографий, зализанных, заретушированных, снятых на
навороченные дорогие объективы и высокотехнологичные камеры. На таких кадрах
жизнь – такая как она есть, без украшательств, без наигранных историй и
запрограммированных сценариев.
Мне
тоже удалось столкнуться с парой таких плёнок, но история их немного банальна.
1я найденная плёнка – я назвал её «Крымские хрономиражи».
В 2013
году я случайно обнаружил на прежней квартире (к времени обнаружения я уже жил около 6 лет в другом месте) катушку отснятой непроявленной «Свема-64».
Проявлял
я плёночку сам (примерно год спустя после
находки). После проявки выяснилось, что изображение есть, но далеко не
самого лучшего качества (или опытный
подбор времени проявления оказался не совсем удачным). На фотографиях я
смог опознать персонажей (по фигуре и
одежде – хотя по схожести образов люди на фото больше похожи на биороботов)
и узнать местность (по архитектуре и
ландшафту) – так я и идентифицировала плёночку.
Это оказалась
моя плёнка (фотографировал я и мой друг).
Это была моя туристическая поездка в Крым, а данная катушка (из нескольких проявленных ранее) сохранила
кадры Бахчисарайского ханского дворца, Свято
Успенского пещерного монастыря, Иосафатовой долины и Чуфут-Кале. Снимал я на
просроченную (даже на тот момент
просроченную) плёнку, подаренной мне дедом Смена-8м. Плёнка
экспонирована году эдак в 98-99м прошлого века (драматизм зашкаливает), поскольку я был начинающим фотолюбителем (да по факту я ещё подросток несведущий был),
то проявлять я сам не умел, к тому-же реактивы были большим дефицитом. В итоге эта
катушка просто потерялась в моей дремучей берлоге, а потом перекочевала с
мусором и макулатурой в прихожую, где она в пыли и сырости пролежала более
десятка лет, пока её случайно не обнаружили.
Вот,
что мне удалось вытянуть из прошлого, благодаря этой находке:
На этих фото я узнал себя. |
На этом фото я узнал своего друга детства, которого тоже зовут Ден |
Это я в одной из ниш горного монастыря, за спиной вид на долину |
Два друга детства (слева) - два Дениса Сзади строения Бахчисарайского ханского дворца |
Туристические тропы между скал, на фото видна подпорная стенка из каменной кладки |
Монумент Танк 6-й Гвардейской Сивашской Краснознаменной танковой бригады |
Даже не смотря на убитейшее качество изображения, такие фотографии выглядят просто волшебно, как будто пространственно-временной континуум в некой точке известной вселенной истончился и проявил нам образы прошлого.
2я наденая плёнка – я назвал её «Компанейские истории».
Плёнка
найдена в 2014 году. Я помогал делать родственникам ремонт, в результате
перебирания хлама обнаружилась отснятая и уже проявленная катушка фотоплёнки с
достаточно качественными изображениями. Расспросив родственников, владельца
плёнки не удалось опознать. Позже выяснилось, что в далёкие советские времена у
родственников периодически останавливались студенты заочники Горного института
и дальние родственники приехавшие погостить в большой город из провинциальных
мест – вероятнее всего плёнка принадлежала кому-то из них.
На
большинстве фотографий присутствует один человек – вероятно, он и был хозяином
фотоплёнки. Судя по одежде, причёскам и типажу лиц – фотографии сняты примерно
в конце 70х – начале 80х годов. На плёнке запечатлена некая компания друзей.
Вот
такие истории нам рассказала эта катушечка фотоплёнки:
Особенно
меня впечатлили лесные фотографии (этакий
реализм советского туриста) и девушка сидящая на траве (прямо-таки ломографический снимок, очень атмосферное фото).
Для более
яркого понимания что это за явление такое «плёночная
археология» - хочу порекомендовать работы и публикации известного и очень
уважаемого мною (надеюсь и не только
мною) блогера и стрит-фотографа amirko он же Эмир Шабашвили ныне проживающего в Маями. Ему удаётся находить и проявлять уникальнейшие
фотографии из найденных катушек фотоплёнки. Прилагаю ссылку на раздел его блога
посвящённый данной тематике
– в данном разделе множество публикаций – раскрывайте каждую публикацию и наслаждайтесь фотографиями.
Напоследок хочу обратиться с просьбой к читателям нашего блога. Если Вам посчастливилось
(или посчастливится) найти такие
плёнки, попробуйте проявить их или обратитесь к специалистам по проявке.
Свяжитесь со мной и поделитесь своей находкой с нашими читателями – мы с
радостью сделаем публикацию о вашей находке. А если Вам некогда заниматься
проявками такого сокровища – подарите свою находку мне, а я постараюсь извлечь
из неё крупицы прошлого. Заранее благодарен Вам.
Den Weissman (Денис)
Комментариев нет:
Отправить комментарий