августа 29, 2016

Найденная плёнка #3. Стадион «Динамо» в Днепропетровске и «Каскадные сады»



Нашёл очередную плёнку…

Хочу кое, что сказать о найденных фотоплёнках (моё индивидуальное мнение) – почему-то в среде любителей плёночной археологии наиболее ценятся именно «найденные не проявленные» фотоплёнки, которые в последствии нашедший исхитряется как-либо проявить её, а «найденные проявленные» фотоплёнки считаются не интересными и вообще не причисляются к найденным плёнкам… 

Я категорически не согласен с этим мнением!!! 
Ведь «найденная не проявленная» и «найденная проявленная» фотоплёнки, так  или иначе, одинаково важны, потому, что запечатлели в себе некие частички истории – т.е. обе эти плёнки будут являться историческими документами.
Я искренне уважаю фотолюбителей умеющих проявить «неизвестную» и жутко просроченную фотоплёнку (это мастерство – не спорю, далеко не всякому это удастся, знаю на своём опыте). Но некоторые индивидуумы ошибочно считают важным мастерство проявки, а не важность содержимого плёнки. Для меня любая найденная (хоть проявленная снимавшим – хоть не проявленная доселе, но проявленная впоследствии нашедшим) фотоплёнка ценна своим содержимым, а не способом проявки. Фото процессы – это вообще отдельный разговор, а важность содержимого найденной плёнки должна быть в приоритете.

Итак. Я нашёл очередную уже проявленную фотоплёнку, но важность этих кадров для истории моего города – велика. Далее все интересности ниже по тексту.

 Некогда я работал в одной из многочисленных архитектурных мастерских ГП «Днепрогражданпроект», что в бывшем городе Днепропетровске, а ныне г. Днепре. История данного предприятия начинается аж с 1930х гг, а это значит, что само предприятие, наработки сотрудников и архивы хранят в себе множество уникальных проектных и исторически примечательных материалов, зафиксировавших все вехи развития старого города. Но всё со временем  меняется: уходят люди – приходят новые, современные цифровые технологии проектирования вытесняют старые аналоговые методы работы проектирования, компьютеры сменяют целые проектные бюро, в которых работали над кульманами десятки проектировщиков с карандашами и рапидографами в руках. Цифровые архивы сменяют огромные стопки бумажных архивов с чертежами, планшетами с планировочными решениями и графическими материалами, макеты. Теперь все эти аналоговые архивы устаревают, припадают пылью, отсыревают и выцветают – они утрачивают свою актуальность, но начинают приобретать историческую ценность.
Я уже несколько лет не работаю в «ДГП», но всё ещё наведываюсь к бывшим коллегам в архитектурные мастерские, ведь для меня этот проектный институт стал «настоящей» проектной школой после студенческой скамьи. Многие проектировщики уходят: кто на новое место работы, кто на пенсию, а кто-то, увы, уходит из живых. От «старой школы» остаются только воспоминания, пустые кабинеты и пыльные архивы, которые в лучшем случае когда-нибудь оцифруют, а в худшем случае просто выкинут на «свалку истории».
Одним из ярких градостроительных деятелей последних лет был Михаил Петрович Смирнов - главный архитектор «Днепрогражданпроекта», Лауреат Госпремии Украины в области архитектуры. Он был ещё одним из моих преподавателем в студенческие годы, после академии и устройства в «ДГП» я периодически сотрудничал с ним и его мастерской несколько лет. К сожалению, 26.02.2015 года Михаил Петрович ушёл из жизни. Ещё несколько месяцев его кабинет пустовал, архитектурно-планировочная мастерская была расформирована, ресурсы перераспределены. Позже все архивы и нехитрые личные вещи были снесены в кладовку, в которой со временем всё перемешалось и начало обрастать мусором.
Как-то мне понадобилась некоторая помощь моих бывших коллег из «ДГП», нужна была информация и образцы оформления специфических градостроительных проектных решений. Мне предложили пересмотреть те самые архивы из той самой кладовки – и я стал перебирать хлам в поисках необходимого мне. Так уж вышло, что в процессе поисков я наткнулся на ящик с бывшими вещами Михаила Петровича – в нём находились какие-то бумаги, чертёжные принадлежности, несколько старых фото хозяина ящика и бумажный свёрток. Я как самый любопытный человек не смог не заглянуть в свёрток и к своему восторгу обнаружил в нём несколько экспонированных и проявленных роликов чёрно-белой и слайдовой фотоплёнки. Фотоплёнки принадлежали Смирнову или кому-то из его бывших друзей-коллег. Некоторые плёнки истрепались, эмульсия с изображением истёрлась и оцарапалась, некоторые плёнки были некорректно проявлены или недоэкспонированы и были отмечены как «брак». Несколько плёнок содержали в себе картины взаимоотношений в коллективе ещё со времён СССР (поздравления женщин-коллег с 8м марта, групповая экскурсия по достопримечательностям, поездка коллектива в колхоз на сбор свеклы, несколько кадров с ленинского митинга – возможно об этих плёнках я напишу позже). Пара плёнок была рабочей фото-фиксацией местности для анализа территории - это стандартная процедура при проектировании новых объектов.
Я, будучи действующим архитектором по профессии и творческим фотографом по призванию (до сих пор предпочитающим фотографировать на плёнку), также активно интересуюсь историей родного города. Поэтому одна фотоплёнка особенно привлекла моё внимание. На коробочке была надпись «Каскадные сады». Просмотрев фотоплёнку, обнаружил на ней уникальную фото-фиксацию территории бывшего стадиона «Динамо» по ул. Дзержинского (теперь улица Владимира Вернадского) в г. Днепропетровск (теперь город Днепр). Сегодня на этом участке располагаются фешенебельные жилые комплексы «Башни» и «Амфитеатр», являющиеся частью архитектурного комплекса застройки западного склона центрального холма Днепропетровска /Днепра.
Мало, кто из современных горожан знает, что в Днепропетровске был построен на западном склоне центрального холма и функционировал с 1933 по 1966 гг первый в городе крупный спортивный объект - стадион «Динамо». По данным днепровских историков: спорткомплекс имел трибуны на 10 000 зрителей, футбольное поле, волейбольное поле, теннисные корты, бильярдную, магазин для посетителей, и подсобные помещения для спортсменов и инвентаря. После бомбёжек Великой отечественной войны, стадион был почти разрушен и после восстановлен. В послевоенное время по генплану города стадион должен был стать основной спортивной ареной города, но развитие застройки города пошло другим путём.
После строительства более современных и более вместительных спортивных арен города «Метеор» и «Металлург» стадион «Динамо» утратил свою актуальность и сооружение пришло в упадок, постепенно разрушалось и в итоге к 2000 гг этот объект был поглощён современной жилой и коммерческой застройкой улицы Дзеринского (теперь ул. В. Вернадского) и ниже лежащих улиц Литейная, Колодезная и Набережная Ленина (теперь Набережная Сичеславская).
30 лет (с конца 1960х гг и до конца 1990х гг) эта  территория пустовала, бывшим стадионом неофициально пользовались спортсмены и жители местных жилых домов.
Происхождение названия «Каскадные сады» - вероятнее всего это проектное название объекта, который предполагалось разместить на территории бывшего стадиона. Так-как пустующая территория бывшего стадиона располагалась на одной из главных улиц центральной части города, и к тому-же в непосредственной близости к большому рекреационному комплексу парка им. Шевченко – то возможно архитектурно-планировочные мастерские «ДГП» эту территорию предполагали присоединить к парковой зоне, а  в виду активного рельефа насаждения и освоение территории планировали выполнить террасами (каскадами). Но т.к. до конца 1990х гг никакой явной активности по данному участку не происходило, а ценность застройки в центральной части росла, затеи по созданию «Каскадных садов» не пошли далее идеи и пред-проектных изысканий. Этот ролик фотоплёнки является частью этих пред-проектных изысканий, и важным историческим документом – т.к. эти кадры являются последней подробной фото-фиксацией этого участка и бывшего стадиона «Динамо».
Вот эти уникальные кадры.
 
Судя по характеру застройки (как архитектор, город я знаю хорошо) эта фото-фиксация родом из начала 1980х гг.
Если рассматривать каждый кадр внимательно, то можно обнаружить ещё очень много интересного, т.к. на них видна застройа улиц Дзержинского (ул. В.Вернадского), Колодезной, Литейной, Шаумяна (архитектора Дольника), Набережной Ленина (Набережная Сичеславская), видны Мерефо-херсонский мост и Амурский мост. А ещё виден левый берег и застройка ул. Маршала Малиновского. За ним видны трубы завода им. Карла Либкнехта (теперь «Интерпайп»), слева от моста видны постройки, тогда ещё действующего речного вокзала, сразу за ним парк им. Воронцова, а ещё левее пляж и далее видна амурская лодочная станция (теперь эта территория засыпана и там начал развиваться Ж.М. Воронцовский).


Для исторического сравнения прилагаю пару фотографий современного состояния этого участка города (эти фотографии позаимствованы с городских сайтов, увы авторства их я не знаю)

post scriptum
Все фотографии оцифрованы автором публикации на портативном плёночном сканере Rollei DF-S 120 SE, в фото редакторе произведена "авто контрастность" - в остальном фотографии имеют оригинальный авторский вид. 

Я понимаю историческую важность в контексте развития моего города этих кадров, поэтому позволяю копировать мою публикацию и найденные мною фотографии с приложением ссылки на источник (т.е. на авторский оригинал моей публикации). 

Я решил пойти дальше и для понимания всей картины происходящего и решил склеить единую панораму из этих кадров. Об этой работе я напишу немного позже (в одной из следующих публикаций).

До новых публикаций.  
Den Weissman

Комментариев нет:

Отправить комментарий