февраля 17, 2014

55-й серебряник от Никон.

Тест любительской зеркалки Nikon F55


Intro.

Все мы рано или поздно, наигравшись фото-мыльницами, задаёмся вопросом – «А нужна ли мне зеркалка?». Не терзайте себя размышлениями – КОНЕЧНО НУЖНА!

ГоспоДамы ломографы – не спешите меня освистывать, я ни в коем случае не пытаюсь преуменьшить значение компактных камер. Каждой фотокамере есть своё применение и у каждой фотокамеры есть свои достоинства и недостатки.  


Каждая фотокамера подобна специфическому инструменту «заточенного» выполнять определённый рисунок. Для каждого случая фотокамер не на купишься, и даже если Вы гордый обладатель невообразимого количество всевозможных фотографических камер (знаю по себе) – все с собой носить не станете. Вот поэтому и придумал Homo sapiens такую фишку, как универсальные инструменты - в нашем случае это «системные фотокамеры».


Зеркальные фотокамеры – являются самым распространённым типом системных фотокамер. Имея в своём распоряжении системную зеркалку – Вы сможете развивать свою систему, различными аксессуарами, разживаться объективами и другими «причиндалами» в соответствии со своими творческими предпочтениями. Вот – почему всем нужна зеркалка.

Сегодня мы будем рассматривать любительскую зеркалку F55 от много уважаемого бренда Nikon. Ну, понятное дело – буква «F» говорит о том, что фотокамера «film» - то есть плёночная. 


Сразу оговорюсь – нового такого аппарата вы не найдёте, т.к. Никон прекратил выпускать плёночные камеры такого класса ещё в 2006 году (из плёночных в производстве остались только профи камеры – сейчас это модель F-6). На официальном русскоязычном сайте Nikon F55 ещё фигурирует, но в разделе «снято с производства»
В нашем случае это будет б.у. камера. Стоимость в пределах от 700-1600 украинских денег (87-200$) за кит (туша + штатник), в зависимости от состояния и жадности продающего.
Мне повезло – мой экземпляр достался мне за магарыч (денег я не платил) – друг отдал её мне, т.к. к плёночной фотографии интереса не проявил. До того как попасть ко мне камера поменяла 3-х хозяев – два из которых были фотографами и эксплуатировали камеру по максимуму – несмотря на это аппарат в приемлемом и абсолютно рабочем состоянии (качество сборки Никонов всегда было на высоте).


Немного истории.

Японская компания Nikon Corporation начала производить малоформатные системные однообъективные зеркальные камеры с 1959 года.
Малоформатные системные однообъективные зеркальные камеры с автоматической фокусировкой начала производить с 1983 года - таковой является и рассматриваемая нами модель.
Последняя линейка автоматических зеркалок пошла в производство с 1992 года (смотри иллюстрацию ниже).
После успеха таких фотокамер, маркетологи компании Никон решили представить потребителям недорогие, простые в управлении но качественные зеркальные камеры для любительского сегмента. Потребителям были предложены две камеры Nikon F55 в 2002 г. и Nikon F75 в 2003 г., которые по факту были упрощённой (не в ущерб качеству и эргономике) версией ранних моделей Nikon F65 и Nikon F80 соответственно. Кстати, в США модели Nikon F55 и Nikon F75 продавались как
N55 и N75. Получается, что 55-й – самый последний зеркало-плёночник из любительских камер.


 В своё время фотокамера Nikon F55 была самой недорогой  (около 300$ за новый кит-комплект) зеркальной камерой, благодаря чему успешно раскупалась фотолюбителями. Несмотря на невысокую стоимость, в камере были реализованы технологии более дорогих моделей.
Данная модель выпускалась в двух модификациях F55
(стандартная) и F55D, которая отличалась только встроенным инфракрасным маркером для маркирования даты на кадрах и соответственно на задней крышке этой камеры располагались кнопки настройки даты и времени.

Мануал и технические характеристики.

Тестируемый мною Nikon F55 является малоформатной зеркальной 35мм автоматической фотокамерой. Предваряя Ваше возмущение - «а как-же старый добрый мануал?» - сообщаю, что можно перевести камеру в полуавтоматический режим и почти все функции (кроме электронного спуска затвора и перемотки плёнки) отработать «от руки», но об этом будет ещё написано ниже.
Не хочу «засорять эфир» технической информацией (больше места для фоточек останется). Для любителей подробнейшей информации прикладываю ссылку на инструкцию - здесь Вы найдёте и манульные особенности и технические характеристики, а также способы фотосъёмки с применением режимов камеры т.д.
Хочу отметить некоторые особенности камеры:

  • В камеру встроен DX датчик -  определитель iso  плёнки (т.е. самокрутные плёнки с катушками ставить не рекомендую, т.к автоматика камеры по умолчанию будет считать плёнку как iso 200), а в остальном DX это удобно.
  • При недостаточной освещённости включается лампа подсветки автофокуса, но если чего, то и в ручную подкрутить можно.
  • Камера умеет снимать сверхдлинные выдержки (помимо стандартных 30 секунд) от руки – пока 2й раз не нажать кнопку спуска (или пока батареи не сядут). В общем – это оооооооочень долго.
  • Несмотря на то, что камера автоматически перематывает плёнку, можно активировать функцию двойного экспонирования кадра – на радость ломографам. Камера автоматически прикидывает параметры экспонирования. Но более 2х экспонирований на один кадр камера не делает (а больше, в общем-то, и не надо).
  • Камера питается от двух 3-х вольтовыхбатарей CR2. Такие батарейки не везде купить можно (есть в свободной продаже – просто нужно поискать) и батарейки не из дешевых – 60-90 грн. (7,5-11$) за одну штуку. Не огорчайтесь – ёмкости батарей хватает на 6-10 фотоплёнок (зависит от применения встроенной вспышки и эксплуатации на морозе, который сокращает заряд любой батареи). Мне тоже сначала показалось, что я дороговато заплатил за две батарейки, но отсняв несколько плёнок, успокоился – т.к. понял, что обыкновенные (дешёвые АА) батарейки на такое не способны.
На этом остановлюсь - все технические подробности читайте в инструкции.

Внешний вид и эргономика.

Корпус камеры компактный (если можно судить о компактности плёночной зеркалки). Выполнен он из ударопрочного поликарбоната (но честно – краш-тестов я устраивать не стал, т.к. уверен, что если захотеть, то можно сломать всё, что угодно). Вместо пента призмы установлена система пента-зеркал. В совокупности эти «упрощения» делают фотокамеру одной из самых лёгких плёночных зеркальных камер.
Размер камеры: 129х92х67.5 мм без объектива.
Вес камеры: 360 грамм без объектива. 
Из-за небольшого веса и компактности, создаётся обманчивое впечатление, что камера «хлипкая», но не переживайте, камера собрана добротно. Кстати о сборке – собирались F55 на заводе Nikon в Таиланде (впрочем, как и многие другие модели этого ценового сегмента), контроль качества на котором соответствует самым высочайшим требованиям. Цвет корпуса серебристый с чёрной задней крышкой и вставками на хвате. Хват у камеры очень удобный, как для большой мужской, так и для маленькой женской руки. На задней крышке имеется «иллюминатор», в котором видно, какая плёнка установлена в камере.

Видоискатель у камеры светлый, отображает 89% покрытия кадра, а также три точки фокусировки и ещё некоторую информацию. Некоторые юзеры зеркалок иногда возмущаются – «фу, всего три точки фокусировки…» - тогда почему большинству профессиональных фотографов достаточно именно этих трёх точек (а ведь профи зеркалки имеют гораздо больше точек фокусировки).
Камера имеет информационный лэд-дисплей, отображающий все важные параметры фотосъёмки – что удобно и приятно. Дисплей не имеет подсветки, зато вся основная  информация отображается (подсвечивается) в видоискателе.

Камера проста в управлении. Управление сведено к минимуму - селектору режимов (на которой пиктограмки сами подсказывают о функциях камеры) и нескольким дополнительным кнопкам. Как я уже писал, для любителей позаморачиваться можно перейти в «M (manual режим, переключить на ручную фокусировку. Также в камере припрятано несколько продвинутых функций, которыми можно будет пользоваться, после одного прочтения инструкции и пару раз попробовав на практике. Ну а если Вам совсем не хочется заморачиваться, выставляйте на селекторе режим «Auto» и всю техническую работу сделает за Вас электроника камеры, а Вам останется только наслаждаться творчеством. Также имеются автоматические режимы «Пейзаж», «Макро», «Портрет», «Ночной портрет» и «Спорт» (последний для фиксации динамичных сцен).

Зарядка плёнки – происходит привычным для любой фотокамеры способом, в помощь нам на задней крышке установлен прижимной ролик, упрощающий процесс зарядки. После того как Вы закрыли заднюю крышку и включили фотокамеру, F55 промотает всё плёнку до конца, электроника просчитает количество возможных кадров (о чём камера даст Вам знать на дисплее). Последующая перемотка плёнки будет осуществляться покадрово обратно в кассету автоматически, встроенным электромотором –  а на дисплее будет отображаться обратный отсчёт. Это существенно экономит время, особенно если речь идёт о секундах, это несомненно оценят стрит-фотографы. Благодаря механике и электронике камера может отрабатывать серийную фотосъёмку со скоростью 1.5 кадра в секунду.


Камера имеет металлические элементы – байонет, штативное гнездо, и ушки для крепления ремешка фотокамеры. Кстати ремешок, идущий в комплекте – просто замечательный, цельно тканый, широкий и прочный, но при этом мягкий – можно целый день проносить камеру на шее и никакого дискомфорта не почувствовать. Также в основной комплект входят защитный колпачок вспышечного башмака (так уж заведено, что его все сразу теряют – т.к. особой важности он не представляет).
Камера имеет горячий башмак для внешней вспышки, но пользоваться внешней вспышкой мне желания не возникало, т.к. камера справлялась с большинством фотографических задач с существующим естественным или искусственным освещением. А в те редкие моменты, когда освещённости было мало, камера сама выкидывала встроенную вспышку, коей было более чем достаточно для большинства задач. Честно говоря, я вообще не люблю пользоваться вспышками. Встроенная вспышка достаточно мощная. Поэтому, когда требовалось использовать встроенную вспышку, я брал лист бумаги и подставлял перед вспышкой в качестве рассеивателя (данный приём позволяет смягчить блики, и избавиться от засветов на близко стоящих объектах)

Системность.
Камера поддерживает применение внешних автоматических (не TTL) вспышек, как собственного производства, так и сторонних производителей.
Ещё имеется информация о том, что к камере можно было приобрести присоединяемый батарейный блок BatteryPack MB-18, который по факту является аксессуаром для F75, но совместим с некоторыми ограничениями с F55 (не поддерживал действие кнопки спуска).
Камера имеет байонет Nikon F с «отвёрточным» приводом фокусировки объектива (мотор находиться в камере, а посему подразумевается применение объективов без встроенного мотора):
  • Совместимые объективы Nikkor типа G и D, также имеются аналоги сторонних производителей;
  • Частично совместимые объективы Nikkor и сторонних производителей (не все функции объектива будут поддерживаться камерой или-же объектив будет работать только в мануальном режиме);
  • Через переходники можно применять оптику сторонних систем – естественно это будет возможно только в мануале и с некоторыми ограничениями;
  • Внимательно читайте инструкции – так-как имеются объективы и оптические аксессуары с байонетом Nikon F, которые нельзя устанавливать на F55, потому, что это может привести к поломке. 
А ещё почти все системные объективы имеют монтажную резьбу для творческих светофильтров и всяческих творческих насадок.

 Применение ломографических объективов.

Так как блог у нас Ломографический – я с радостью хочу отметить, что некоторые производители фототехники техники стали учитывать потребности владельцев системных фотокамер (таких как Nikon, Canon и других) в применении ломографических объективов или их аналогов, что даёт новые возможности для творческой фотографии. Понятно, что такие объективы будут радовать фотографа только в режиме ручной эксплуатации.
Совместимость осуществляется за счёт специальных переходников, или объектив разрабатывается непосредственно под байонет Nikon (или другой системы).
Вот некоторые ломографические радости для рассматриваемой нами системы Nikon:
  • Производитель ломографической системы Diana F предложил адаптер для зеркальных фотокамер, благодаря которому объективы Diana могут устанавливаться на Nikon и Canon. Вот пару ссылок для наглядности: ссылка 1 и ссылка 2. 
  • Производитель творческих объективов Lensbaby уже выпускает свои продукты с необходимым Вам байонетом. Вот пару ссылок для наглядности: ссылка 3 и ссылка 4. 
  • Международное ломографическое сообщество заявило о намерении воссоздать объектив Петцваля — фотографическую линзу, разработанную в середине XIX века венгерско-австрийским изобретателем Йозефом Петцвалем. Производство объектива поручено российскому ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева», в прошлом выпускавшему аппараты «Зенит». Вот пару ссылок для наглядности: ссылка 5 и ссылка 6.

Штатник

  Хочется несколько слов написать об идущем в комплекте с камерой (штатном) объективе. В большинстве случаев пользователи ругают китовые (штатные) объективы, говоря, что они якобы, плохие или примитивные. Я не согласен с таким мнением. Да - эти объективы самые дешёвые, выполнены из недорогого пластика (я про корпус, а не про линзы), но сама оптическая система продумана в них таким образом, что они покрывают диапазон фокусных расстояний самых часто используемых жанров фотографии (пейзаж – средний план – портрет – среднее макро).

В комплекте с Nikon F55 идёт варио-объектив Nikon AF NIKKOR 28-80mm 1:3.3-5.6 G на «отвёрточном приводе». Произведен «штатник» как и фотоаппарат в Таиланде. Выполнен он в таких же материалах и цветовой гамме, как и фотокамера. Байонет – пластиковый, но крепкий. Линзы из оптического стекла с антибликовым покрытием и просветлением.
В комплекте идёт защитная крышка объектива – не теряйте её – новую придётся покупать за 8$ (её на фотографическом слэнге так и называют – «восемь баксов»).
Светосила у объектива средняя: 3.3 на широком угле и 5.6 на узком угле.
Угол зрения объектива от 28мм – что является нормой для стандартного широкоугольного угла до 80мм – что идентично углу зрения человека (28-80мм для кадра плёнки 35мм).
Несмотря, на то, что объектив дешёвенький – мне он понравился. Диапазон достаточен и для пейзажей, стрит-фотографии, портретов и предметной съёмки. Автоматическая фокусировка шустрая и точная.
Кому нужен другой рисунок объектива (или просто желает более «понтовитый» объектив повесть) это дело индивидуальное – просто приобретите другой объектив и вопрос решиться в Вашу пользу.

 

Фото-тест Nikon F55.

В виду того, что большинству наших читателей техническая информация не столь интересна, как графическая, в последнее время мы пытаемся выставлять как можно больше фотографий с тестируемых нами девайсов. Данный тест будет содержать множество фотографий выполненных в разных жанрах, при различных условиях, на различные фото плёнки и различные техники оцифровки и постобработки кадров – общим остаётся только Nikon F55 и штатный объектив Nikon AF NIKKOR 28-80mm 1:3.3-5.6 G.
Двойная экспозиция. 
Двойной экспозицией я особо не балуюсь, но для теста пару кадров сделал.
Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
 
Репортажная фотография. 
Фотографировать события этой камерой удобно. Быстрая реакция камеры, удобный объектив (особенно для ближнего боя). Вот несколько фотографий с выступления дружественного мне джаз-бенда «PRONTO» (сорри, но я не удержусь - играли замечательно, «ПРОНТО» МОЛОДЦЫ!!!).
Условия для фотографирования были откровенно плохими, освещение слабое, помещение маленькое. Использовалась встроенная вспышка камеры.
Представленные ниже фото сняты на монохромную плёнку ILFORD PH-5 400, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.

 
 
 
 

Трэвэл фотография.
Путешествующим, эта камера будет полезна. Лёгкая, удобная, хороший широкий угол штатного объектива захватит в кадр максимум.
Представленная ниже фотография снята на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
 Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, коррекция не производилась.
Пейзаж и городская среда.
Любителям полюбоваться видами за неспешной фото-прогулкой.
Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании  Fuji, коррекция не производилась.

Представленные ниже фото сняты на монохромную плёнку ILFORD PH-5 400, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.


 Представленная ниже фотография снята на монохромную плёнку Agfa Photo APX 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.
Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.

 
Представленная ниже фотография снята на плёнку Kodak Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, цветовая коррекция не производилась, контрастная коррекция производилась.
Представленные фото сняты на плёнку Polaroid High Definition 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.

 
Портретирование и другие фото-приколы с людьми.
Я уже упоминал, что "штатник" на фокусном расстоянии 80мм даёт угол зрения аналогичный человеческому глазу – это удобно для фотографирования вот таких персонажей.

Представленная ниже фотография снята на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.


Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, коррекция не производилась.

 

Представленная ниже фото снята на плёнке Polaroid High Definition 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.


Представленные ниже фото сняты на монохромную плёнку ILFORD PH-5 400, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.
 
 
 
 
Макро, предметная съёмка и фотографирование небольших объектов.
На фотографиях с прищепками, чашкой кофе и орхидеями видна работа объектива – способного создать достаточно малую глубину резкости, что так любят некоторые творческие фотографы.
Представленные фото сняты на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
Представленные ниже фото сняты на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, коррекция не производилась.
Представленные фото сняты на плёнку Polaroid High Definition 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
Представленное ниже фото снятона монохромную плёнку ILFORD PH-5 400, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.
Представленное ниже фото снято на монохромную плёнку AgfaFoto APX 100, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.
Ломография.
Фотокамере абсолютно всё-равно ломограф вы или фотограф-академист, поэтому ваши творческие предпочтения в ломографии будут сводиться к выбору фотоплёнки и типу оцифровки. Я использовал самые обыкновенные плёнки, просто при оцифровке плёнок предпочитал не производить цветокоррекцию.
Вот, для примера, несколько фото без цветовой коррекции.
Представленные фото сняты на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 S, цветовая коррекция не производилась, произведена коррекция контраста.
Представленные фото сняты на плёнку Kodak Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, цветовая коррекция не производилась, произведена коррекция контраста.

Вот, для примера, несколько фото с цветовой коррекцией.
Представленное ниже фото снято на плёнку Polaroid High Definition 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
Представленное ниже фото снято на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, автоматическая коррекция фото лаборатории.
Стрит фотография.
Особо нахвалить эту камеру для стрит фотографии не стану (т.к. стрит фотографы предпочитают более «незаметные» фотокамеры – например такие как
Olympus mju:II), но моё ИМХО таково – за несколько лет эксплуатации камера максимально проявила себя в стрит фотографии по техническим, эргономическим и творческим показателям, поэтому я припас стрит-фото на финал. Но судить Вам.
Представленные ниже фото сняты на монохромную плёнку ILFORD PH-5 400, ручная проявка в Родинал, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена коррекция контраста.
Представленные фото сняты на плёнку Agfa Color 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка портативным фильм-сканнером Rollei DF-S 120 SE, произведена автоматическая цветовая и контрастная коррекция.
Представленное ниже фото снято на плёнку Agfa Vista 100, проявка в фотолаборатории по С41, оцифровка в фотолаборатории на оборудовании Fuji, автоматическая коррекция фото лаборатории.

Несколько очков в пользу игрока!

Мне было с чем сравнивать Nikon F55 (мне доводилось пользоваться фототехникой различной конструкции и назначения, очень дорогой и очень дешёвой).
Мне «55-й серебряник» очень понравился. Камера небольшая, лёгкая, эргономичная, отзывчивая, проста в управлении. Особенно я оценил быстродействие автофокуса и перемотки (для плёночной камеры оно более чем достаточное). Этот фотоаппарат особенно будет полезен для «травэл-фотографии», «стрит-фотографии» и «репортажной-фотографии», где важна оперативность. Камера хорошо справляется с портретами и неплохо с предметной сьёмкой.
Для ломографии сие чудо тоже подойдёт – но тут вопрос творчества будет сводиться к выбору фотоплёнки, объективов и других творческих наворотов. Также ломографам (и не только) понравятся возможность снимать сверхдлинные выдержки и двойную экспозицию.
За несколько лет эксплуатации мною сего девайса, эта фотокамера не дала ни одного сбоя. Эксплуатировал камеру в основном в полевых условиях – в путешествиях и на фото прогулках – а это пыль и жара до +35˚С, или наоборот сырость (не в дождь), или даже мороз до -15 ˚С.
Фотик действительно классный!

До новых фото-тестов!
Ваш мистер-тестер Den Weissman.

Автор теста во время испытания Nikon F55
Все фотографии в тесте авторские Den Weissman


2 комментария:

  1. Отличный обзор.
    То есть получается, что F65 лучше F75? С недавних пор у меня они появились оба, но снимал только на 65й. 75й сейчас в процессе.
    65 действительно очень удобный и интуитивно понятный. После Киева19, снимать на него было одно удовольствие

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Прошу прощения, что сразу не ответил.
    Не могу утверждать, что 65й лучше 75го - эти камеры построены на одинаковой платформе и практически идентичны, но из источника которого я частично изыскивал инфу, указано, что некоторые упрощения таки были, а моё индивидуальное мнение - это просто рестайлинг более ранней модели, для продления коммерческой востребованности камеры, т.к. маркетологи Никона любят таким побаловаться.

    ОтветитьУдалить