Последняя «Смена»
Многие из Вас с улыбкой вспомнят
легендарную линейку простых фотокамер "Смена" от ЛОМО. В данной
статье небольшой обзор и юзер-тест ломокамеры «Смена-35», последней из всех
"Смен".
Я надеюсь, что обзор не будет
замудрёный - т.к. задавался целью подать информацию с точки зрения
обычновенного пользователя. Только впечатления и фотографии.
В начале далёких 90х прошлого века (простите за
сарказм), мне был подарен мой первый фотоаппарат. Это была нехитрая
фотокамера «Смена-8М», которая в некотором смысле стала для меня эталоном
фотокамеры для любительской фотографии (в те времена на покупку «Зенит» не у
всех семей деньги имелись). Естественно аппарат имел свои достоинства и
недостатки, но моему счастью предела не было.
«Смена-8М» была настолько удачна (в соотношении затрат на производство и потребительской востребованности), что стала самой
массовой по производству и продажам фотокамерой в мире. Её полюбили за
дешевизну, простоту
управления, компактность и лёгкость, неприхотливость и качественную оптику. Но
и по сей день, эта фотокамера держит марку среди именитых (и намного более
дорогих) ломографических фотокамер.
Но в данном месседже писать я буду
не о «восМёрочке» (о которой, к стати, уже писал в нашем блоге
Димон-Камон – вот ссылка), а о её непосредственной
внучке. На рассмотрении в данном тесте-обзоре у меня «Смена-35», которая
является результатом богатого наследия поколения «Смен» аж с 1939 года. Именно
эта «Смена» стала завершающей в данной линейке компактных фотокамер от ЛОМО.
В один из дней бороздя просторы
интернета, наткнулся на объявление о продаже не тронутой потребителем
«нулячей», в заводской упаковке «Смена-35». Заказал! Купил! Тестирую! Делюсь впечатлениями с Вами.
Это фото иллюстрирует ключевые этапы развития
дизайна "послевоенных Смен"
Впечатления от фотокамеры
Так, как в основу 35-ки
взята (частично упрощённая)
конструкция 8М-ки – буду заочно сравнивать именно с «Смена-8М» (несмотря на то, что после «Смена-8М» были ещё «Смена-Рапид» она же «Смена-SL»,
«Смена Символ», а также несколько экспериментальный и редких модификаций - вот ссылка).
Поделюсь некоторыми
своими впечатлениями.
35-ка очень похожа по
форме и габаритам предыдущим версиям «Смен». Основное отличие 35-ки – это более
лёгкий пластиковый корпус (немного
меньший, чем у 8М-ки), отсутствие алюминиевых деталей объектива,
эргономичный симпатичный (более
современный) рестайлинг корпуса. Судя по данным из интернета. камера выпускалась в следующих цветовых решениях (смотри фото ниже).
(фотографии из интернета) С синей полосой – самая распространённая версия (заимел такую-же). В белом цвете достать вообще не реально, хотя я подозреваю, что это покраска и такие камеры быстро обтирались – поэтому в массовое производство пошли чёрные 35-ки. |
Камеру приятно держать
в руке, правда немного смущает «мыльная» лёгкость корпуса, но в виду модных
тенденций того времени, на то и был расчёт разработчиков. Отсутствие веса компенсировано эргономичными
выступами на лицевой части камеры и наручным
капроновым ремешком – от которого, по правде, больше толку, чем от выступов. Сборка фотокамеры хорошая, но не идеальная.
(фотография снята автором статьи) Геометрия и дизайн фотокамеры "Смена-35" |
Не смотря на дизайн,
оптика у камеры вовсе «не мыльная», а всё тот-же старый-добрый «Триплет» Т-43 в
новом исполнении корпуса, с приятным бонусом в виде "оптического" покрытия
линз (покрытие явно есть, но никаких подробностей от производителя о том, что это "антиблик" или "просветление" я не нашёл), более качественным стеклом (опытные пользователи утверждают, что разработчики улучшили разрешающую способность линз, но особого прироста качества по сравнению с "Триплет" "Смены -8М" я не узрел). В комплектацию входит защитная крышечка объектива, которая по случаю, легко потеряется.
Почти все органы управления находятся на объективе и для (простите за такое описание) "среднестатистического пользователя" продублированы пиктограммами. Блокировки спуска не перемотанного кадра не
предусмотрено – значит можно делать «мультики» (мультиэкспозицию), что замечательно для ломографов. Что забавно
- хотите Вы того или нет – Вы
обязательно сделаете несколько «мультиков» на плёнке – т.к. с непривычки
пользования другими камерами про перемотку иногда забываешь. Также разработчики
сохранили возможность делать длинные
выдержки.
А ещё, весьма к стати, переставили курок спуска таким образом, что
его видно в видоискателе, когда он не взведен. Ещё о видоискателе могу сказать - что он привирает, т.е. не показывает всех 100% того что будет в кадре, и даже при моём отменном зрении на проявленной плёнке компоновка кадров меня удивила. Я подозреваю, что это эргономический недочёт, т.к. видоискатель сместили ближе к центру, и "длинноносым буратинам" (типа меня), приходиться заглядывать в видоискатель "как получиться", а не так, как следует (особенно если на камеру надета громоздкая вспышка, к визиру доступ ограничивается).
(фотография снята автором статьи) Фотографическая камера "Смены" - приёмка плёнки на встроенную катушку, как по мне это не всем удобно, но актуально для "мыльного" периода фото индустрии |
Камера, как и
предшественницы, дружит со вспышками. Башмак в наличии, при отсутствии
необходимости закрывается идущим в комплекте колпачком. Кстати башмак сместили
ближе к кнопке спуска, что очень меня огорчило, т.к. такое расположение
затрудняет доступ к кнопке спуска при работке с громоздкими вспышками, а об
установке внешнего дальномера и речи быть не может («дальномерте» с рук или «на глаз»).
Возможно Вы скажите -
«зачем тут вспышка»? Но ведь башмак есть и он не будет лишним при съёмке в
интерьере, если у Вас имеется вспышка, а в камере заряжена плёнка с малым ISO.
Так, что пользуемся по случаю и мере необходимости.
Зарядка плёнки и перемотка
– это слабое место линейки «Смен». Я не понимаю почему (вроде и с более дорогой
фототехникой частенько работаю), но заправить плёнку с первого раза у меня не
удалось - встроенная приёмная катушка подвела. А ещё к концу плёнки перемотка начала «выделываться», и как результат
на плёнке появилось несколько кадров с наложением. Такое наблюдалось и на более
ранних моделях, но в последней версии «Смен» я надеялся, что этого не будет.
Разработчику - «минус»! Это тоже огорчило.
Ещё разработчик (то-ли в погоне за дешевизной, то-ли за
современными тенденциями) заменил «старый-добрый» кофр на нейлоновый чехол.
Что лучше или удобнее решать Вам.
(фотография снята автором статьи) Одёжка старой и новой камеры поменялась в соответствии с тенденциями моды |
Заумничать
по поводу описания технических характеристик и истории данной фотокамеры, не
хочу, но - для любителей точностей и сравнения с упомянутой ранее «Сменой-8М»
приложу пару полезных ссылочек:
- ссылка на
викиэнциклопедию;- ссылка на инструкцию в ПДФ.
Фото-тест
Естественно
я отснял плёночку. Перед использованием камеры инструкцию не читал, дальномером
и экспонометром при фотосъёмке не пользовался из принципа, хотел поюзать камеру
как обычный пользователь (юзер), дабы получить более-менее правдивые
среднестатистические результаты.
В
тесте использовал просроченную (да, мы просрочкам балуемся) плёнку AGFA
Vista 200 / 36. Проявка плёнки в фотолаборатории на оборудовании Fuji по
стандартному процессу С41. Оцифровка на портативный плёночный сканер Rollei
DF-S 120 SE. Примитивная коррекция в графическом редакторе (яркость /
контрастность). Далее все снимки автора теста.
Начну с плохого (косяки и другие примеры дефектовки)
Камера
имеет не до конца продуманную конструкцию видоискателя - если не смотреть в
него прямо по оптической оси - после проявки можно обнаружить сюрпризы
кадрирования. Я приведу самый неудавшийся образец - такого кадрирования не
ожидал. Как говорил один мой знакомый: "косо-криво, лишь бы живо" -
так, что визируйте не торопясь.
По поводу косячности видоискателя - вот тестовый пример (о творчестве в сим кадре речь не идёт). Снимал со штатива, на камере была вспышка - она мешала визировать, но в видоискателе было то, что обозначено красной рамочкой (разочарование). |
К концу снимаемой плёнки, начались прокрутки и наложения - несколько кадров "пало смертью храбрых"... |
Сьёмка в помещении (при различных видах освещения)
Для начала, несколько примеров фотографирования без вспышки. Без вспышки и экспонометра довольно трудно "угадать" нужные параметры съёмки, особенно при комбинированном освещении, т.к. наши глаза адаптируются к изменениям освещённости. Если честно - получил не самые лучшие результаты.Съемка в помещении - освещение естественное дневное (из окна) |
Съёмка в помещении при лампах дневного света (выдержка "от руки") |
Съёмка в помещении, освещение комбинированное: лампы дневного света и дневной свет из окна |
Заморочки со вспышками
Вспышка решает многие проблемы при фотографировании. Тут я решил немного позаморачиваться с применением вспышек и в следующих фотографиях в интерьере я использовал две вспышки:- Основная вспышка - "Фотон" с запиткой от 220 вольт производства СССР, которая размещалась непосредственно на башмаке камеры, а ещё, иногда, к ней я прикладывал лист офисной бумаги для рассевания и смягчения светового потока;
- Ведомая вспышка - "Rekam" (без модификации) портативная вспышка для подсветки ближних планов с запиткой от батарейки АА.
Для фотографирования натюрмортов и не больших предметов камера подходит, но макро эта камера не снимает |
Тут очень по ломографически получилось, высветленный передний план и затенённый задний с некоторым виньетированием к углам |
Немного творческого беспорядка, для понимания способности детализации прорисовки изображения объективом |
Основная вспышка на камере (слева), ведомая вспышка спрятана за ботинками |
Основная вспышка с рассеивателем - по центру, вспомогательную вспышку расположил слева |
Даблы и длинновыдержки
Вот такую мультиэкспозицию можно сделать на тестируемый фотик |
Поснимать вечером на длинной выдержке со штатива мне не удалось, но вот такой "пикториал" днём с рук для примера успел снять |
Немножко солнечного осеннего дня (фотографирование на улице)
Не смотря на то, что тестировал фотик в октябре - погода радовала теплом и солнцем, а краски осени ещё уступали, не хотевшей сдаваться, зелени. Набережная Днепропетровска выглядит до неузнаваемости ломографично.
Резюме фотокамеры "Смена-35"
Плюсы
камеры:
- приятный дизайн,
визуально камера смотрится симпатично;
- простота обращения,
всё понятно и без инструкции;
- хороший объектив, возможность
двойной экспозиции и длинной выдержки;
- наличие штативного
гнезда и башмака вспышки.
Минусы
камеры:
- периодическая
проблема с перемоткой плёнки;
- видоискатель, башмак
вспышки и кнопку спуска разместили очень близко друг к другу, что очень плохо
сказалось на эргономике;
- при производстве
применили более дешёвые материалы.
Вывод: Не смотря на старания разработчика к
середине 1990хх гг. сделать из «Смена-35»
«лебединую песню», которая превзошла бы все достижения «Смена-8М» по продажам – им это не удалось.
Маркетинговый ход не предусматривал тот факт, что эстафету компактных камер
переймут, активно развивающиеся, цифровые технологии.
Моё
личное мнение: Если
Вы ищите красивую и недорогую и на 100% ломографическую камеру с хорошим объективом – «Смена-35» -
хороший выбор. Но если у Вас есть возможность купить «Смена-8М» - не раздумывая
покупайте восьМёрку – она добротней сконструирована, выглядит винтажней, имеет кофр (и другие
эргономические преимущества), что тоже удобно для неспешных фото прогулок. Как
ни крути, а «Смена-8М» - остаётся легендой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий