декабря 22, 2014

Обзор фотокамеры "Смена-35" от ЛОМО глазами пользователя

Последняя «Смена»  

Многие из Вас с улыбкой вспомнят легендарную линейку простых фотокамер "Смена" от ЛОМО. В данной статье небольшой обзор и юзер-тест ломокамеры «Смена-35», последней из всех "Смен". 
Я надеюсь, что обзор не будет замудрёный - т.к. задавался целью подать информацию с точки зрения обычновенного пользователя. Только впечатления и фотографии.








 

Начну, ну оооооочень, из далека

В начале далёких 90х прошлого века (простите за сарказм), мне был подарен мой первый фотоаппарат. Это была нехитрая фотокамера «Смена-8М», которая в некотором смысле стала для меня эталоном фотокамеры для любительской фотографии (в те времена на покупку «Зенит» не у всех семей деньги имелись). Естественно аппарат имел свои достоинства и недостатки, но моему счастью предела не было. 
«Смена-8М» была настолько удачна (в соотношении затрат на производство и потребительской востребованности), что стала самой массовой по производству и продажам фотокамерой в мире. Её полюбили за дешевизну, простоту управления, компактность и лёгкость, неприхотливость и качественную оптику. Но и по сей день, эта фотокамера держит марку среди именитых (и намного более дорогих) ломографических фотокамер.
Но в данном месседже писать я буду не о «восМёрочке» (о которой, к стати, уже писал в нашем блоге Димон-Камон – вот ссылка), а о её непосредственной внучке. На рассмотрении в данном тесте-обзоре у меня «Смена-35», которая является результатом богатого наследия поколения «Смен» аж с 1939 года. Именно эта «Смена» стала завершающей в данной линейке компактных фотокамер от ЛОМО. 
В один из дней бороздя просторы интернета, наткнулся на объявление о продаже не тронутой потребителем «нулячей», в заводской упаковке «Смена-35». Заказал! Купил! Тестирую! Делюсь впечатлениями с Вами.

Это фото иллюстрирует ключевые этапы развития дизайна "послевоенных Смен"


Впечатления от фотокамеры

Так, как в основу 35-ки взята (частично упрощённая) конструкция 8М-ки – буду заочно сравнивать именно с «Смена-8М» (несмотря на то, что после «Смена-8М» были ещё  «Смена-Рапид» она же «Смена-SL», «Смена Символ», а также несколько экспериментальный и редких модификаций - вот ссылка).
(фотография снята автором статьи) 
"Смена-35" - это рестайлинг "Смена-8м"
Поделюсь некоторыми своими впечатлениями.
35-ка очень похожа по форме и габаритам предыдущим версиям «Смен». Основное отличие 35-ки – это более лёгкий пластиковый корпус (немного меньший, чем у 8М-ки), отсутствие алюминиевых деталей объектива, эргономичный симпатичный (более современный) рестайлинг корпуса. Судя по данным из интернета. камера выпускалась в следующих цветовых решениях (смотри фото ниже).

(фотографии из интернета)
С синей полосой – самая распространённая версия (заимел такую-же). 

В белом цвете достать вообще не реально, хотя я подозреваю, что это покраска 
и такие камеры быстро обтирались – поэтому в массовое производство пошли чёрные 35-ки.
Камеру приятно держать в руке, правда немного смущает «мыльная» лёгкость корпуса, но в виду модных тенденций того времени, на то и был расчёт разработчиков.  Отсутствие веса компенсировано эргономичными выступами на лицевой части камеры и наручным капроновым ремешком – от которого, по правде, больше толку, чем от выступов. Сборка фотокамеры хорошая, но не идеальная.

(фотография снята автором статьи)
Геометрия и дизайн фотокамеры "Смена-35"

Не смотря на дизайн, оптика у камеры вовсе «не мыльная», а всё тот-же старый-добрый «Триплет» Т-43 в новом исполнении корпуса, с приятным бонусом в виде  "оптического" покрытия линз (покрытие явно есть, но никаких подробностей от производителя о том, что это "антиблик" или "просветление" я не нашёл), более качественным стеклом (опытные пользователи утверждают, что разработчики улучшили разрешающую способность линз, но особого прироста качества по сравнению с "Триплет" "Смены -8М" я не узрел). В комплектацию входит защитная крышечка объектива, которая по случаю, легко потеряется. Почти все органы управления находятся на объективе и для (простите за такое описание) "среднестатистического пользователя" продублированы пиктограммами. Блокировки спуска не перемотанного кадра не предусмотрено – значит можно делать «мультики» (мультиэкспозицию), что замечательно для ломографов. Что забавно -  хотите Вы того или нет – Вы обязательно сделаете несколько «мультиков» на плёнке – т.к. с непривычки пользования другими камерами про перемотку иногда забываешь. Также разработчики  сохранили возможность делать длинные выдержки.
А ещё, весьма к стати, переставили курок спуска таким образом, что его видно в видоискателе, когда он не взведен. Ещё о видоискателе могу сказать - что он привирает, т.е. не показывает всех 100% того что будет в кадре, и даже при моём отменном зрении на проявленной плёнке компоновка кадров меня удивила. Я подозреваю, что это эргономический недочёт, т.к. видоискатель сместили ближе к центру, и "длинноносым буратинам" (типа меня), приходиться заглядывать в видоискатель "как получиться", а не так, как следует (особенно если на камеру надета громоздкая вспышка, к визиру доступ ограничивается).

(фотография снята автором статьи)
Фотографическая камера "Смены" - приёмка плёнки на встроенную катушку, 

как по мне это не всем удобно, но актуально для "мыльного" периода фото индустрии
Камера, как и предшественницы, дружит со вспышками. Башмак в наличии, при отсутствии необходимости закрывается идущим в комплекте колпачком. Кстати башмак сместили ближе к кнопке спуска, что очень меня огорчило, т.к. такое расположение затрудняет доступ к кнопке спуска при работке с громоздкими вспышками, а об установке внешнего дальномера и речи быть не может («дальномерте» с рук или «на глаз»).
Возможно Вы скажите - «зачем тут вспышка»? Но ведь башмак есть и он не будет лишним при съёмке в интерьере, если у Вас имеется вспышка, а в камере заряжена плёнка с малым ISO. Так, что пользуемся по случаю и мере необходимости. 
Зарядка плёнки и перемотка – это слабое место линейки «Смен». Я не понимаю почему (вроде и с более дорогой фототехникой частенько работаю), но заправить плёнку с первого раза у меня не удалось - встроенная приёмная катушка подвела. А ещё к концу плёнки перемотка начала «выделываться», и как результат на плёнке появилось несколько кадров с наложением. Такое наблюдалось и на более ранних моделях, но в последней версии «Смен» я надеялся, что этого не будет. Разработчику - «минус»! Это тоже огорчило.

Ещё разработчик (то-ли в погоне за дешевизной, то-ли за современными тенденциями) заменил «старый-добрый» кофр на нейлоновый чехол. Что лучше или удобнее решать Вам.
(фотография снята автором статьи)
Одёжка старой и новой камеры поменялась в соответствии с тенденциями моды

Заумничать по поводу описания технических характеристик и истории данной фотокамеры, не хочу, но - для любителей точностей и сравнения с упомянутой ранее «Сменой-8М» приложу пару полезных ссылочек:
- ссылка на викиэнциклопедию;
- ссылка на инструкцию в ПДФ.


Фото-тест


Естественно я отснял плёночку. Перед использованием камеры инструкцию не читал, дальномером и экспонометром при фотосъёмке не пользовался из принципа, хотел поюзать камеру как обычный пользователь (юзер), дабы получить более-менее правдивые среднестатистические результаты.

В тесте использовал просроченную (да, мы просрочкам балуемся) плёнку AGFA Vista 200 / 36. Проявка плёнки в фотолаборатории на оборудовании Fuji по стандартному процессу С41. Оцифровка на портативный плёночный сканер Rollei DF-S 120 SE. Примитивная коррекция в графическом редакторе (яркость / контрастность). Далее все снимки автора теста.


Начну с плохого (косяки и другие примеры дефектовки)


Камера имеет не до конца продуманную конструкцию видоискателя - если не смотреть в него прямо по оптической оси - после проявки можно обнаружить сюрпризы кадрирования. Я приведу самый неудавшийся образец - такого кадрирования не ожидал. Как говорил один мой знакомый: "косо-криво, лишь бы живо" - так, что визируйте не торопясь.


По поводу косячности видоискателя - вот тестовый пример (о творчестве в сим кадре речь не идёт).
Снимал со штатива, на камере была вспышка - она мешала визировать, но в видоискателе было то, что обозначено красной рамочкой (разочарование).

К концу снимаемой плёнки, начались прокрутки и наложения - несколько кадров "пало смертью храбрых"...

Сьёмка в помещении (при различных видах освещения)

Для начала, несколько примеров фотографирования без вспышки. Без вспышки и экспонометра довольно трудно "угадать" нужные параметры съёмки, особенно при комбинированном освещении, т.к. наши глаза адаптируются к изменениям освещённости. Если честно - получил не самые лучшие результаты.

Съемка в помещении - освещение естественное дневное (из окна)
Съёмка в помещении при лампах дневного света (выдержка "от руки")
Съёмка в помещении, освещение комбинированное: лампы дневного света и дневной свет из окна

Заморочки со вспышками

Вспышка решает многие проблемы при фотографировании. Тут я решил немного позаморачиваться с применением вспышек и в следующих фотографиях в интерьере я использовал две вспышки:
- Основная вспышка - "Фотон" с запиткой от 220 вольт производства СССР, которая размещалась непосредственно на башмаке камеры, а ещё, иногда, к ней я прикладывал лист офисной бумаги для рассевания и смягчения светового потока;
- Ведомая вспышка - "Rekam" (без модификации) портативная вспышка для подсветки ближних планов с запиткой от батарейки АА.

Для фотографирования натюрмортов и не больших предметов камера подходит, но макро эта камера не снимает
Тут очень по ломографически получилось, высветленный передний план и затенённый задний с некоторым виньетированием к углам
Немного творческого беспорядка, для понимания способности детализации прорисовки изображения объективом
Основная вспышка на камере (слева), ведомая вспышка спрятана за ботинками
Основная вспышка с рассеивателем - по центру, вспомогательную вспышку расположил слева


Даблы и длинновыдержки
Вот такую мультиэкспозицию можно сделать на тестируемый фотик


Поснимать вечером на длинной выдержке со штатива мне не удалось,
но вот такой "пикториал" днём с рук для примера успел снять


Немножко солнечного осеннего дня (фотографирование на улице)

Не смотря на то, что тестировал фотик в октябре - погода радовала теплом и солнцем, а краски осени ещё уступали, не хотевшей сдаваться, зелени. Набережная Днепропетровска выглядит до неузнаваемости ломографично.
Резюме фотокамеры "Смена-35"
Плюсы камеры:
- приятный дизайн, визуально камера смотрится симпатично;
- простота обращения, всё понятно и без инструкции;
- хороший объектив, возможность двойной экспозиции и длинной выдержки;
- наличие штативного гнезда и башмака вспышки.
Минусы камеры:
- периодическая проблема с перемоткой плёнки;
- видоискатель, башмак вспышки и кнопку спуска разместили очень близко друг к другу, что очень плохо сказалось на эргономике;
- при производстве применили более дешёвые материалы.
Вывод: Не смотря на старания разработчика к середине 1990хх гг. сделать из «Смена-35»  «лебединую песню», которая превзошла бы все достижения  «Смена-8М» по продажам – им это не удалось. Маркетинговый ход не предусматривал тот факт, что эстафету компактных камер переймут, активно развивающиеся, цифровые технологии.
Моё личное мнение: Если Вы ищите красивую и недорогую и на 100% ломографическую  камеру с хорошим объективом – «Смена-35» - хороший выбор. Но если у Вас есть возможность купить «Смена-8М» - не раздумывая покупайте восьМёрку – она добротней сконструирована, выглядит винтажней, имеет кофр (и другие эргономические преимущества), что тоже удобно для неспешных фото прогулок. Как ни крути, а «Смена-8М» - остаётся легендой.


Крупнозернистый автор юзер-теста Den Weissman









Комментариев нет:

Отправить комментарий