июня 19, 2015

Илья Загреба - фотография глазами художника.


Кадры подсмотренные из жизни.




Илья Загреба
Глядя на фотографии, сделанные кем либо, можно понять характер человека и его настроение, поэтому мне вдвойне интересно брать интервью у людей, которые не считают себя фотографом. В этой публикации моим собеседником будет творческий человек, художник академист - мой давний знакомый Илья Загреба. Илья как адепт «старой школы» в любых его проявлениях тяготеет к плёночной фотографии и изобилует цитатами «великих». Свои фотографии, бывалый художник не считает выдающимися (это его мнение), а просто подсмотренными из жизни кадрами, которые частично или в собирательных образах воплощаются в его полотнах. Меня-же его фотографии подкупают своей «естественностью» - я не знаю, как это передать словами, но это «настоящие плёночные мгновения».


  










Далее по тексту:
Д - наш ломомблог в лице - Den Weissman
И - художник и наш собеседник - Илья Загреба




Д. -   Здравствуй! Представься нашим читателям, расскажи, что ты за человек?

И. -   Добрый день! Меня зовут Загреба Илья. В недавнем прошлом - преподаватель изобразительных дисциплин на кафедре изобразительного искусства и дизайна ДНУ.

Д. -   Откуда ты родом и где сейчас обитаешь?

И. -   Родом из Днепропетровска там же и проживаю в настоящее время.

Д. -   Сколько лет тебе, если не секрет?

И. -   Конечно, кокетничать не красиво (:)).  Как-то в юности еще запала фраза, сказанная французским писателем Андре Моруа: «Человек после 30-ти ответственен за свое лицо» - наверное, не стоит воспринимать ее так серьезно. Но и до «СУПЕРСТАР» еще далеко. А лучше всего сказал один испанский писатель: «Художник – это тот, что живет неведомо чем, и не умирает».

Д. -    Художник – вечно молодое творящее создание. Раз ты уже проговорился, что ты художник, расскажи, почему ты выбрал эту сферу деятельности?

И. -   Так говорят, что художник не профессия, а диагноз. В свое время учился на кафедре «монументальной живописи», работал преподавателем рисунка и живописи в детской художественной школе и ВУЗе. А почему  выбрал это поприще – до сих пор не знаю – как то само собой получилось. Если же серьезно – в области искусства есть что-то неземное, «не от мира сего» - наверное, поэтому.

Д. -   Мы говорим о фотографии. Как думаешь, что есть для художника фотоаппарат? В каких целях ты применял фотографию в своём творчестве?

И. -   Во-первых, не могу сказать о себе, что занимаюсь фотографией профессионально. Наверное, фотография помогает «поймать момент» - неуловимое нечто. И, конечно же – композиция. Ты компонуешь в кадре, как в формате листа. Плюс освещение – может получиться что-то непредсказуемое. То есть фотоаппарат – это возможность экспериментировать и анализировать, насколько  ты  умеешь мыслить композиционно. В рисунке ты сам компонуешь, можешь двигать. В фотографии в меньшей степени можно что-то поменять. Но, скорее всего фотография для меня – просто возможность «остановить мгновение»!

Д. -   Сколько лет ты фотографируешь? С чего всё началось?

И. -   Все началось с фотоаппарата ФЭД-5, оставленного в наследство от старшего брата; усилия через книги понять, что же  всё-таки это такое «выдержка», а что «диафрагма»; таинственного красного света в темной ванной (что же там можно так долго делать с чемоданом под названием «Ленинград») и еще более необъяснимого появления изображения в ванночке с проявителем; и (это уже совсем сегодня непонятно) – черно-белого плаката «Битлз» (почти «святыня»), собственноручно из иностранного журнала перефотографированного и напечатанного!

Д. -   Когда ты сделал свои первые кадры и потом увидел их в распечатанном виде, что ты чувствовал?

И. -   Не буду врать - не помню, что же я чувствовал, когда проявил свои первые фотографии. Наверное, что-то вроде «я еще не волшебник, а только учусь»!

Д. -   Знаю, что ты применяешь как цифровые, так и плёночные фотокамеры. «Цифра» – понятно, что это информативно и быстро, но почему в век цифровых технологий ты сохранил уважение к плёночной фотографии?

И. -   Пленочное фото: не побоюсь признаться, что отношусь к числу людей, для которых «раньше и вода была мокрее». Я не мистик, но думаю, что в старых пленочных кадрах больше тепла и индивидуальности (36 кадров надо экономить – к каждому кадру особое бережное отношение), а в цифре есть что-то серийное, обыденное. Наверное, в небыстром механическом процессе вкладывается «нечто большее», чем просто – «нажать кнопку».

Д. -   Что для тебя фотография? Какой жанр фотографии наиболее соответствует твоему творческому видению?

И. -   Пикассо говорил, что «фотография останавливает мгновение, а рисунок – утверждает мгновение в вечности». Рисунок может суммировать впечатления и объединяет несколько временных точек. Вот почему хороша та фотография, в которой художник стремиться к образности, созданию образа и плох тот рисунок, который старается быть похожим на фотографию (хотя именно такое «искусство» ценится обывателем – « похоже, значит хорошо»). Хотя в этом вопросе есть и противоположная, не менее ошибочная сторона…

Д. -  Ты, как педагог-художник, порекомендовал-бы своим ученикам заниматься фотографией? Чему фотография может научить творческого человека?

И. -   Мой учитель говорил: «если нет карандаша» - рисуйте глазами». Поэтому, наверное, еще полезней, если есть возможность фиксировать то, что видишь, учиться компоновать кадр (лист), использовать свет, какие-то случайные находки, которые происходят с изображением сами собой. Многие художники работали с фотографией, которая, прежде всего, учит компоновать в данный формат.

Д. -   На какие фотокамеры тебе доводилось фотографировать? Какая твоя любимая плёночная камера?

И. -   Фотографировать доводилось на ФЭД, «Смену-7», «Зенит»! Но, наверное, самые удачные снимки были сделаны на «Зените» с «Гелиосом», объективом для портретной съемки (если не ошибаюсь).

Д. -   У тебя имеются предпочтения по фотоплёнке? На что ты снимал – цвет или монохром? Почему?

И. -   В этом вопросе я не могу считать себя принципиальным. Наверное, все хорошо – и цвет и монохром. Сейчас бы фотографировал как «сепию». И в изобразительном искусстве всегда так было: на первом листе фон – тон, потом – цвет. Быть может, чем более скудные изобразительные средства, тем больше смысловой глубины можно добиться.

Д. -   Бытует мнение, что у каждого художника есть муза. Что тебя вдохновляет фотографировать или писать полотна?

И. -   Вдохновляет «что-то» внутри, некий отклик на увиденное, желание «остановить мгновение в вечности». Анри Матисс писал, что «художник – это человек, который видит мир глазами ребенка, будучи взрослым человеком». Умение удивляться – вот качество, присущее детям.

Д. -   Многие из твоих фотографий посвящены семье – это же не просто «бытовизмы», это говорит о том, что семья для тебя много значит. Ты находишь в родных поддержку для реализации своих творческих задач? Вся семья творческая?

И. -    Честно говоря – все свои фото я считаю бытовыми, безо всякой претензии на высокое искусство. Никаких особо художественных задач я не ставлю. Все зависит от видения – как вообще ты видишь окружающий мир. И если получается что-то больше, чем «констатация факта» значит можно сказать словами Ван-Гога: «Натюрморт – это предметы, нарисованные в тот момент, когда на них смотрели с любовью».
Да – в родных я нахожу поддержку и вдохновение для работы. Они для меня источник душевного спокойствия, умиротворённости, осмысленности моих работ. Они-же и первые критики для меня.

Д. -   Я помню, ты мне показывал цикл фотографий из поездки во Львов, позже я увидел твои полотна на эту тематику. Можно ли считать, что те эмоции, которые ты запечатлел на плёнку, нашли отображение на холсте?

И. -   Да, Львов – это частичка жизни! Но, к сожалению, отобразить город мне так и не удалось. Если честно, фото о которых ты упомянул – это архитектурный материал для живописи, точнее – живописных «картинок». Фотография – это не сама цель (как фотографирования) – это в некотором роде конспект, образов, ситуаций, жизни как она есть.

Д. -   Илья, В завершении диалога, что ты можешь пожелать нашим читателям?

И. -   В завершении хочу поблагодарить автора за интересные вопросы, которые были заданы мне (как художнику) и возможность поделиться мыслями; а читателям – пожелать здоровья, любви, мира, творческих успехов и помнить, что единственная жизнь, которой живет человек, это жизнь его мыслей, чувств, понимания; одним словом – его внутренняя жизнь – жизнь духа. Так пусть же эта жизнь всегда будет главной, так как «творчество» и «искусство» - это именно те «бесполезные» в наш век практицизма и комфорта сферы деятельности, которые в том числе и отличают живого человека от живой природы.

Д. -   Илья, я благодарен тебе за общение. Теперь только осталось поделиться твоими фотографиями с нашими читателями.


Комментариев нет:

Отправить комментарий