июля 17, 2015

Диалог с "ЛОМО" - собеседник Лазарь Залманов


 "ЛОМО" и Lomography



Лазарь Семёнович Залманов

фото:
ломографа Марии Лобановой
С чего начался диалог?
Не так давно два Дениса (Денис Монатко и Den Weissman) тестировали редчайший экземпляр ЮФК-1 1967 года выпуска производства ЛОМО, естественное логическое продолжение теста – была статья в блог, но информации по сему раритету было крайне мало (если честно информации не было вообще). Дабы не врать читателям выдумками, посовещавшись немного, решили написать производителю – авось остались старожилы или какая-нибудь техническая  или архивная документация.  2 июня 2015 г. один из Денисов (это который Монатко) нашёл в интернете е-мэйл ОАО «ЛОМО» и написал нехитрое письмо (без особой надежды на ответ) с просьбой поделиться информацией по раритету.
Каково было удивление двух Денисов, когда они (буквально через пару часов) получили ответ от ОАО «ЛОМО». Постарался для нас найти ответы замечательный человек, истинный патриот завода «ЛОМО», посвятивший этому производственному гиганту многие годы – ныне помощник генерального директора ОАО "ЛОМО" Лазарь Семёнович Залманов. Вот так мы и познакомились (заочно) с Лазарем Семёновичем, который в сою очередь оказался очень интереснейшим и очень общительным человеком. Наш собеседник оказался не просто очевидцем, он был непосредственным участником исторически важных для ломографов событий, и естественно мы попросили его о небольшом интервью. 
И вот мы представляем Вашему вниманию наши диалоги с «ЛОМО».

Далее по тексту:
Д. - Den Weissman - блоггер и администратор LomographyDnepr
Л. - Лазарь Семёнович Залманов -
помощник генерального директора ОАО "ЛОМО"



Д. - Здравствуйте Лазарь Семёнович! Мы рады общаться с Вами. 

Л. - Добрый день, Денис и все посетители Вашего сайта. Я тоже очень рад продолжению нашего знакомства.

Д. - Вкратце расскажите нашим читателям, кто Вы, чем живёте к чему стремитесь?

Л. - Если коротко, то я Лазарь Залманов, мужчина 65 лет от роду, живущий в Санкт-Петербурге. Один мудрый человек сказал когда-то: «Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых, жить, а во-вторых, радоваться». Этим и живу. И чем старше становлюсь, тем меньше стараюсь «стремиться». Слишком динамичное для меня это слово. Просто живу и радуюсь этому. При этом стараюсь соблюдать три простых правила, которые я где-то услышал и для себя утвердил, два – для жизни, а третье – для работы. Для жизни: «каждый человек свободен и может позволить себе всё, если это не мешает другим» и «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». А в работе: «делай, что должно, и будь, что будет».

Д. - Учиться в Ленинградском институте киноинженеров – это было призвание или была альтернатива этому? Почему, тогда ещё молодой Лазарь, сделал такой выбор? 

Л. - Все было просто и безальтернативно. Этот институт (ЛИКИ) заканчивал мой отец. Так что особых раздумий не было, как говорится, не по зову сердца, а по семейным традициям. 

Д. - Работа в «Ленинградском оптико-механическом объединении» - это целенаправленный выбор? 

Л. - Я окончил институт в 1972 году. Тогда существовал институт распределения молодых специалистов на специальных комиссиях. Конечно, нам для проформы задавали вопрос о том, где хотелось бы работать, но окончательное решение от наших желаний зависело мало. В моём случае за меня сразу решил наш декан механического факультета. Он знал, что мой отец работает на ЛОМО, и сразу предложил направить меня туда. Он хорошо ко мне относился, знал меня и по учебе, и по общественной работе. При этом он искренно считал, что ЛОМО – лучший завод в Ленинграде. Представитель ЛОМО в комиссии не возражал. Так и порешили.

Д. - Вы считаете себя человеком киноиндустрии, или фотография тоже является частью вашей жизни? При таком бурном рабочем графике – время на творческую или любительскую фотографию у Вас оставалось?

Л. - Не смотря на то, что в дипломе моя специальность называется «инженер-механик по киноаппаратуре», я ни дня не работал в этом приборном направлении. И только в 2009 году судьба вернула меня в мир кинематографии, когда ЛОМО (не без моего участия) приняло решение принять участие в совместном российско-американском проекте по разработке и производству новой суперсветосильной линейки киносъемочных объективов для профессионального кино. Я курирую этот проект от руководства предприятия на всех его стадиях, а с 2011 года отвечаю за их продвижение на рынки России и стран СНГ. Поэтому теперь у меня замечательный круг профессионального общения: кинооператоры, продюсеры, руководители студий «продакшн» и «ренталов». С удовольствием «варюсь» на этой «кинокухне» и считаю себя немного причастным к волшебному миру кино.
Что касается фотографии, тут я как большинство обычных людей: немного фотографирую для себя. В молодости это делал чаще, поскольку жизнь была более насыщена интересными событиями. Сейчас гораздо реже. Моя спутница по жизни делает это с большим удовольствием и с лучшими результатами. Возвращаясь из очередного путешествия, мы обязательно выпускаем фотокнигу, чтобы оно осталась в памяти. При этом фотографии и верстка за ней, а стихотворные комментарии – за мной. Так, что я в этой области обычный «чайник». Хотя стараюсь не пропускать наиболее интересные выставки, которые в Питере, к счастью, бывают довольно регулярно. Особенно люблю выставки с фотографиями природы, зверей и птиц в естественных условиях. В годы бурного сотрудничества с Международным Ломографическим обществом и развитием этого движения в Питере даже принимал участие в конкурсах… Впрочем, особых успехов не достиг, хотя несколько моих ломографий организаторы взяли в Ломостену, которая экспонировалась на итоговой выставке. К сожалению, я не сохранил эти ломо-снимки. 

Д. - Для многих не секрет, что Вы заядлый грибник, и, следовательно, Вы бываете в живописных местах природы. Фотокамеру или кинокамеру берёте с собой, или грибная охота забирает всё внимание на себя?

Л. - Вы угадали. Есть только одно время, когда я не выпускаю свой фотоаппарат из рук – это ежегодная сентябрьская грибная охота в Карелии. Перед тем, как сорвать очередной боровик, обязательно его «сфоткаю» на память. Ну и красоты Карелии не оставляют равнодушными. Некоторыми такими фотками могу с Вами поделиться…


Д. - На какую продукцию «ЛОМО» Вы снимали или снимаете? 

Л. - В нашей семье было много фотоаппаратов ЛОМО (кстати, все были куплены в магазинах либо кем-то подарены). Начинал со «Смены-2». Потом были «Смена-Символ», «Юность», «Сокол-2», «ЛОМО-135ВС», «ЛОМО-компакт». Кстати, свой «компакт» купил в 1984 году с большим трудом в командировке под Москвой. Достать было трудно, поскольку большая часть этих камер шла на экспорт. Спасибо, что в маленьком подмосковном городке такая дорогая техника была местным не по карману. Этот единственный экземпляр в сельмаге я купил за 75 рублей (тогда половина моей месячной зарплаты). Многие знакомые мне потом сильно завидовали. Большинство этой чудо техники передал в наш музей истории ЛОМО. В последние годы, естественно, снимал на электронные «мыльницы». Недавно сломалась последняя - фирмы Canon. Теперь придётся обращаться к своей спутнице за помощью. У нее таких две. Хорошо, что вовремя на Новый год подарил ей новый Canon с 50-кратным зумом. Так что, надеюсь, не откажет и поделится…

Д. - Вы прошли долгий путь от инженера-исследователя до помощника генерального директора – сколько лет трудовой жизни на это ушло? 

Л. - На ЛОМО я уже 43 года. Как пришел на завод после института, так здесь и остался, хотя предложений было немало (только на год уходил, чтобы послужить в армии). И ничуть об этом не жалею. Все «советское» время работал в лаборатории, сначала инженером, а заканчивал начальником лаборатории. О том, чем занимался, говорить не могу в силу специфики тематики. А в начале 90-х в эпоху так называемой «перестройки» перешел на работу, связанную с вопросами управления. Причем через активную общественную работу. В те времена были популярны и законодательно оформлены институты Советов трудовых коллективов – так называемые «ростки самоуправления». Сначала на уровне нашего ЦКБ занимался внедрением хозрасчета. Потом после акционирования предприятия на заводском уровне два года был участником совместной (с известной консалтинговой компанией McKinsey) группы по реорганизации предприятия. А в июне 1994 года мне было поручено создать и возглавить службу PR в ранге сначала помощника генерального директора, а потом и его заместителя. Ну, а о последних годах моей деятельности, связанной с кинотехникой, я уже Вам рассказал. 

Д. - Для многих, в том числе и для меня, четыре буквы «ЛОМО» имеют почти магическое значение – это как пароль открывающий вход в мир фотографии. И действительно не одно поколение фотолюбителей и профессиональных фотографов начинали с простых камер, таких как «Любитель» или «Смена». Некоторые из фотокамер стали рекордсменами. Возможно ли, хотя-бы примерно подсчитать за всю историю завода, сколько единиц фототехники было выпущено?

Л. - Теперь нам это сделать уже не трудно. Конечно, кое-что мы и сами знали из официальных статистических отчетов экономической службы. Но это касалось основных моделей фотоаппаратов. А сегодня мы практически все знаем о том, какие модели фотоаппаратов выпускались и в каких количествах. Какие из них выпускались серийно, а какие остались только в опытных образцах. Мы также знаем многое о том, кто из ведущих конструкторов работал над их созданием и о многом другом. И все это благодаря удивительному знакомству с замечательным знатоком и коллекционером советской фототехники из Литвы Айдасом Пикиотасом. Три года назад он также, как и Вы, связался с нами по электронной почте. В своем письме он задал нам несколько профессиональных вопросов и сообщил о его огромной мечте побывать в музее ЛОМО, так как часть его коллекции (более 1100 фотоаппаратов, из которых более 400 камер нашего завода) - фотокамеры ЛОМО являются его самыми любимыми. После выполнения некоторых формальных процедур он приехал к нам. Потом еще и еще… Более десяти дней просидел в нашем музее, перелистал все старые газеты, отчеты, фотографии из наших музейных фондов. В результате к столетию ЛОМО (4 февраля 2014 года) он подарил нам рукопись написанной им специально к этой дате удивительной книги «Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди». Мы издали ее ограниченным тиражом 500 экземпляров в декабре 2013 года, и она стала замечательным вкладом в сохранение истории фотоаппаратостроения на нашем предприятии. Если Вам будет интересно, рекомендую посетить его сайт. Он настолько увлекся нашей историей, что расширил свою сферу интересов, распространив её на любительские киносъемочные камеры, и недавно написал рукопись второй книги «Эпоха ЛОМО. Кинокамеры и люди». В ближайшее время мы также ее издадим.

Д. - Логично, что ОАО «ЛОМО», стараясь идти в ногу со временем и коммерческими потребностями, сконцентрировал производственные интересы в других отраслях оптики и приборостроения. Какими разработками сегодня богата Ваша компания?

Л. - ЛОМО было создано и остаётся предприятием, работающим в области укрепления обороноспособности нашей страны в части создания соответствующих оптических приборов и систем. Здесь много не расскажешь. Если говорить о гражданских направлениях приборостроения, то это микроскопы, микровизоры, эндоскопы, кинооптика, системы контроля метеоусловий в аэропортах и другие приборы и системы, с которыми можно познакомиться на сайте нашей компании.
 
Д. - Сегодня ведутся какие-либо опытные разработки фототехники, или адаптация разрабатываемых на предприятии кинообъективов для нужд современных фотографов - например, под байонеты «Nikon», «Canon», «K» (Pentax), «A» (Sony/Minolta) или старый добрый стандарт М-42?

Л. - Здесь я вынужден Вас огорчить. Фотоаппаратостроение, как направление техники на ЛОМО завершилось в середине 90-х годов, а производство последнего фотоаппарата «ЛОМО-компакт» благодаря контракту с Международным Ломографическим обществом продержалось еще почти десять лет и было закрыто в 2004 году. Не буду сейчас останавливаться на причинах. Поверьте, их было много и, в основном, объективных.
Что касается кинообъективов, то мы не планируем их адаптацию для целей фотографии. Мы создали и производим профессиональную дорогостоящую (на самом деле, по существенно более бюджетным ценам в сравнении с зарубежными аналогами) суперсветосильную кинооптику для съемки профессионального кино. Объемы их производства небольшие и расширять его мы не имеем возможности. Поэтому нам не нужно искусственно расширять рынок своих потенциальных покупателей. Хотя я знаю отдельные случаи, когда операторы используют нашу оптику на современных профессиональных цифровых фотоаппаратах. Задачу адаптацию оптики с PL-mount они решают сами.

Д. - В предыдущей нашей переписке, Вы упоминали, что 10 лет были PR директором на предприятии, и в рамках своей работы Вам довелось быть в центре событий становления всемирного сообщества Ломографии – как это происходило? 

Л. - Знакомство с ломографами - любопытная и забавная история. Дело было в 1994 году. 1 июня приказом нашего генерального директора на ЛОМО была организована PR-служба и я был назначен ее руководителем. А спустя две недели ко мне зашел заместитель директора службы маркетинга. От него я узнал, что еще 1 апреля 1994 года на ЛОМО пришел факс на английском языке. Из него следовало, что в двух городах Австрии и двух городах Германии уже два года работает Международное Ломографическое общество, в котором состоит около 800 человек, которые являются фанатами нашей камеры «ЛОМО-компакт». Они изобрели особый вид мгновенной фотографии, который назвали в честь любимого фотоаппарата – Ломографией. И в сентябре этого года они в Москве в помещении Фотоцентра на Цветном бульваре организуют первую в России выставку ломографий «10000 фотоснимков Нью-Йорка». Недавно они узнали, что их любимая камера производится в Санкт-Петербурге на ЛОМО. И они будут очень рады пригласить нас на открытие этой выставки, чтобы познакомиться и поговорить о возможном сотрудничестве. Факс содержал столько непривычных и непонятных слов, столько лестных фраз о нашей камере, что этот руководитель воспринял факс, как прикольную первоапрельскую шутку от кого-то из эмигрантов, ранее работавших на ЛОМО. Он немного посмеялся над этой «шуткой», выбросил факс в корзину и забыл о нём. А в июне он получил аналогичный факс из московского Фотоцентра. Нас вновь, теперь уже на русском языке, от имени российской компании приглашали на открытие этой выставки. Он понял, что предыдущее приглашение не было шуткой. Поэтому он и пришёл ко мне со словами: «С коммерческой точки это интереса не представляет, а мне, как PR-щику, такой контакт будет, видимо, интересен и полезен». Середина 90-х годов была очень тяжелым временем для промышленности в целом, и для ЛОМО, в частности. Денег не хватало буквально на все, даже на обычную командировку в Москву. Было принято решение, чтобы на открытие выставки приехал посмотреть наш главный инженер, который в этот день всё равно был в Москве. Вернувшись на завод, он рассказал, что был почти шокирован необычностью этого мероприятия, способом демонстрации фотографий, особым приемом его, как представителя ЛОМО. Было принято решение, чтобы всё-таки командировать меня на выставку, чтобы наладить первые контакты и определиться с тем, чем ломографы могут быть нам полезны. Через три дня я оказался в Москве, но президенты общества Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер уже уехали в Нью-Йорк на открытие аналогичной ломографической выставки «10000 фотоснимков Москвы». Тем не менее, контакты с их представителями были налажены. Мы позже списались по электронной почте, а в декабре состоялся их первый визит на ЛОМО. Был заключён первый пробный годовой контракт на поставку 1000 фотоаппаратов. Затем, еще один, потом ещё… Они уже стали нашим эксклюзивным дилером по продаже «компактов» в мире. В течение десяти последующих лет сотрудничество развивалось. Было много и трудностей в наших взаимоотношениях, и весьма жесткие коммерческие переговоры, и недопонимание, и успешные совместные проекты… Много всего было. 

Первая ломографическая выставка в Санкт-Петербурге (Планетарий, 1996 год).
Ломографическая выставка в детском
благотворительном фонде
«Дайте ребенку шанс» (ноябрь 2000).
Слабовидящие дети из детского дома,
фотографии которых были использованы в ломо-стенах.
Ломографическая выставка в детском благотворительном фонде
«Дайте ребенку шанс» (ноябрь 2000). Генеральный директор ЛОМО Аркадий Кобицкий (слева)
с президентом благотворительного фонда на открытии выставки
вручает участникам специальные призы.
Очередная ломографическая выставка в Санкт-Петербурге (октябрь 2000).
Послу ломографов в России Штефани Вебер я вручаю специальный приз от ЛОМО
Праздник сотрудников ЛОМО, фотолюбителей и прессы,
посвященный 70-летию создания «Фотокора №1» (кинотеатр «Родина», июль 2000).
На сцене кинотеатра подписывается новый контракт между ЛОМО
и Международным Ломографическим обществом.
Международная конференция ломографических послов на ЛОМО (июль 2001).
Пресс-конференция для СМИ (слева направо:
Маттиас Фигль, Вольфганг Странцингер (президенты Международного Ломографического общества),
Лазарь Залманов (заместитель генерального директора по общественным связям),
Наталья Константинова – начальник отдела общественных связей ЛОМО),
Сергей Шнуров (директор по маркетингу и продажам ЛОМО),
Штефани Вебер (посол ломографов в России).
Международная конференция ломографических послов на ЛОМО (июль 2001).
Экскурсия послов на оптическое производство.

Международная конференция ломографических послов на ЛОМО (июль 2001).
Вечернее совместное катание по Неве.
Международная конференция ломографических послов на ЛОМО (июль 2001).
Экскурсия послов в сборочный цехфотоаппаратов
Международная конференция ломографических послов на ЛОМО (июль 2001).
Экскурсия послов в сборочный цехфотоаппаратов
Переговоры с ломографами (апрель 2001).
В центре – первый заместитель генерального директора Александр Аронов
(ныне – генеральный директор ЛОМО)
Лазарь Залманов и ведущий конструктор ЛОМО-компакта Михаил Холомянский.
Л
омография Марии Лобановой. Ломовечеринка приуроченная к 25ти летию серийного 
производства фотоаппарата "ЛОМО - Компакт Автомат"

Д. - Разработанная и запущенная в 1983 г. на ОАО «ЛОМО» фотокамера «ЛОМО Компакт-автомат» стала причиной до сих пор неугасающей волны возврата к аналоговой (плёночной) фотографии. Как часто другие производители обращались к ОАО «ЛОМО» по поводу производства? Современные L-CA – это всё тот-же компакт-автомат, или камера претерпела эволюцию?

Л. - В перестроечные годы, когда прекращался выпуск одной модели за другой к нам, действительно, обращались зарубежные торговые компании с просьбой возобновить производство фотоаппаратов серии «Любитель». Но мы не стали этого делать, так как это было экономически невыгодным. Нам хватало убытков и по «ЛОМО-компакту». Когда в 2004 году производство «ЛОМО-компакта» также было прекращено, руководство Международного Ломографического общества обратилось к нам с просьбой разрешить им выпускать «компакты» в Китае. Такое соглашение было подписано, мы передали чертежи в Вену и с 2006 года начался выпуск камеры «ЛКА+». На первых этапах мы регулярно контролировали качество камер. Вначале было много претензий, особенно, по качеству объективов. Со временем, ситуация улучшилась, и мы перестали это делать. Кстати, мы до 2011 года поставляли им небольшое количество объективов, которые ставились на VIP-камеры. Конструкция самой камеры была немного упрощена, некоторые функции были изъяты. Например, исчез рычажок, который позволял снимать либо в ручном, либо в автоматическом режиме. В лентопротяжном механизме также произошли некоторые упрощения. Но по сути, это всё та же наша камера. Через год такое же соглашение было подписано и по фотоаппарату «Любитель», который сегодня также выпускается в Китае в небольших количествах.

Д. - Не могу умолчать о том факте, что Британская широковещательная корпорация BBC – в 2002-2003 гг. снимала документальный фильм о фотокамере «ЛОМО Компакт-автомат» и истории возникновения Lomography как, части фотографической субкультуры.
Какую роль в данном проекте сыграл Ваш коллектив?

Л. - Да, этот замечательный, на мой взгляд, фильм был снят не без нашего участия. Мы не имели отношения к его сценарию и финансированию. Но организация самих съемок на ЛОМО, выбор места съемки, приглашение сотрудников для интервью и помощь при проведении съемок лежала на мне. Хочу сказать, что в то время интерес к нашей компании и «компакту» со стороны прессы телевидения разных стран было огромным. Многочисленные журналисты и съемочные группы из стран Европы, Японии, США и других стран регулярно к нам приезжали, и мы никому не отказывали. Собственно, этот повышенный интерес в мире к ЛОМО, и соответствующий рекламный эффект, был главной причиной того, что мы целых десять лет сохраняли производство убыточной камеры. Интерес, кстати, был не только от СМИ. Ломографы даже организовали специальное туристическое агентство, которое организовывало многочисленные путешествия в Санкт-Петербург на родину «ЛОМО-компакта» с посещением ЛОМО. Представьте группу из 90 зарубежных гостей, блуждающих по участку сборки фотоаппаратов… Нередко, пока шла экскурсия, наши мастера ремонтировали их камеры к радости наших гостей. Веселое и хлопотное было время…


Д. - Сегодня всемирное Ломографическое сообщество в лице Вольфганга, Маттиаса или других адептов ломокультуры поддерживает связь с Вашим предприятием? Если таковое общение продолжается – какие результаты этого общения. Возможно ли ожидать продолжения сотрудничества ОАО «ЛОМО» с сообществом «Lomography»?

Л. - С Маттиасом и Вольфгангом сегодня контактов нет. А с их представителями контакты регулярные. Каждый квартал мы получаем отчет о количествах выпущенных «компактов» и «любителей», и соответствующие суммы роялти. Для расширения сотрудничества нет поводов и продукта. А с питерскими ломографами иногда контачим. Бывает, они приглашают нас на свои мероприятия, иногда мы посылаем людей, которые хотят купить или продать «компакты», или приобщиться к этому увлекательному движению.

Д. - Лазарь Семёнович, Мы благодарим Вас за содержательное интервью. И искренне хотим поблагодарить весь коллектив «ЛОМО» за привитую с детства любовь к творческой плёночной фотографии.

Л. - И Вам спасибо за интерес к нашему предприятию. Хочу только уточнить, что мы не прививали Вам любовь к фотографии. Это Ваша личная заслуга. Мы только предлагали Вам простые, надёжные и недорогие фотоаппараты. Спасибо, что покупали их и до сих пор ими пользуетесь. И прошу прощения у читателей Вашего сайта за то, что много говорил о себе. Но, как говорится, каков вопрос, таков и ответ. 

Пост Скриптум - Хочу выразить благодарности:
Денису Монатко - за помощь в подготовке материала (в роли коммуникатора и советчика), за инициативность и внимание к деталям;
Лазарю Семёновичу - за широкой души общительность, за интересные истории и эксклюзивные иллюстрации;
ОАО "ЛОМО" - за легендарные плёночники которые помогали нам осваивать фотографию;
Моим читателям - за интерес к публикациям и вопросы.
Ваш автор и друг - Den Weissman.

1 комментарий: