Кадры подсмотренные из жизни.
Илья Загреба |
Глядя на фотографии,
сделанные кем либо, можно понять характер человека и его настроение, поэтому
мне вдвойне интересно брать интервью у людей, которые не считают себя
фотографом. В этой публикации моим собеседником будет творческий человек,
художник академист - мой давний знакомый Илья Загреба. Илья как адепт «старой
школы» в любых его проявлениях тяготеет к плёночной фотографии и изобилует
цитатами «великих». Свои фотографии, бывалый художник не считает выдающимися (это
его мнение), а просто подсмотренными
из жизни кадрами, которые частично или в собирательных образах воплощаются в
его полотнах. Меня-же его фотографии подкупают своей «естественностью» - я не знаю,
как это передать словами, но это «настоящие плёночные мгновения».
Далее по тексту:
Д - наш ломомблог в лице - Den Weissman
И - художник и наш собеседник - Илья Загреба
Д - наш ломомблог в лице - Den Weissman
И - художник и наш собеседник - Илья Загреба
Д. - Здравствуй! Представься нашим читателям, расскажи, что ты за человек?
И. - Добрый день!
Меня зовут Загреба Илья. В недавнем прошлом - преподаватель изобразительных
дисциплин на кафедре изобразительного искусства и дизайна ДНУ.
Д. - Откуда ты родом и где сейчас обитаешь?
И. - Родом из
Днепропетровска там же и проживаю в настоящее время.
Д. - Сколько лет тебе, если не секрет?
И. - Конечно, кокетничать
не красиво (:)). Как-то в юности еще
запала фраза, сказанная французским писателем Андре Моруа: «Человек после 30-ти
ответственен за свое лицо» - наверное, не стоит воспринимать ее так серьезно.
Но и до «СУПЕРСТАР» еще далеко. А лучше всего сказал один испанский писатель: «Художник
– это тот, что живет неведомо чем, и не умирает».
Д. - Художник
– вечно молодое творящее создание. Раз ты уже проговорился, что ты художник,
расскажи, почему ты выбрал эту сферу деятельности?
И. - Так говорят,
что художник не профессия, а диагноз. В свое время учился на кафедре
«монументальной живописи», работал преподавателем рисунка и живописи в детской
художественной школе и ВУЗе. А почему
выбрал это поприще – до сих пор не знаю – как то само собой получилось.
Если же серьезно – в области искусства есть что-то неземное, «не от мира сего»
- наверное, поэтому.
Д. - Мы говорим о фотографии. Как думаешь, что
есть для художника фотоаппарат? В каких целях ты применял фотографию в своём
творчестве?
И. - Во-первых, не могу
сказать о себе, что занимаюсь фотографией профессионально. Наверное, фотография
помогает «поймать момент» - неуловимое нечто. И, конечно же – композиция. Ты
компонуешь в кадре, как в формате листа. Плюс освещение – может получиться
что-то непредсказуемое. То есть фотоаппарат – это возможность
экспериментировать и анализировать, насколько
ты умеешь мыслить композиционно.
В рисунке ты сам компонуешь, можешь двигать. В фотографии в меньшей степени
можно что-то поменять. Но, скорее всего фотография для меня – просто
возможность «остановить мгновение»!
Д. - Сколько лет ты фотографируешь? С чего всё
началось?
И. - Все началось с
фотоаппарата ФЭД-5, оставленного в наследство от старшего брата; усилия через
книги понять, что же всё-таки это такое «выдержка»,
а что «диафрагма»; таинственного красного света в темной ванной (что же там можно так долго делать с
чемоданом под названием «Ленинград») и еще более необъяснимого появления
изображения в ванночке с проявителем; и (это
уже совсем сегодня непонятно) – черно-белого плаката «Битлз» (почти «святыня»), собственноручно из
иностранного журнала перефотографированного и напечатанного!
Д. - Когда ты сделал свои первые кадры и потом
увидел их в распечатанном виде, что ты чувствовал?
И. - Не буду врать
- не помню, что же я чувствовал, когда проявил свои первые фотографии.
Наверное, что-то вроде «я еще не волшебник, а только учусь»!
Д. - Знаю, что ты применяешь как цифровые, так и
плёночные фотокамеры. «Цифра» – понятно, что это информативно и быстро, но
почему в век цифровых технологий ты сохранил уважение к плёночной фотографии?
И. - Пленочное фото: не побоюсь признаться,
что отношусь к числу людей, для которых «раньше и вода была мокрее». Я не
мистик, но думаю, что в старых пленочных кадрах больше тепла и индивидуальности
(36 кадров надо экономить – к каждому
кадру особое бережное отношение), а в цифре есть что-то серийное,
обыденное. Наверное, в небыстром механическом процессе вкладывается «нечто
большее», чем просто – «нажать кнопку».
Д. - Что для тебя фотография? Какой жанр
фотографии наиболее соответствует твоему творческому видению?
И. - Пикассо говорил, что «фотография
останавливает мгновение, а рисунок – утверждает мгновение в вечности». Рисунок
может суммировать впечатления и объединяет несколько временных точек. Вот
почему хороша та фотография, в которой художник стремиться к образности,
созданию образа и плох тот рисунок, который старается быть похожим на
фотографию (хотя именно такое «искусство»
ценится обывателем – « похоже, значит хорошо»). Хотя в этом вопросе есть и
противоположная, не менее ошибочная сторона…
Д. - Ты, как педагог-художник, порекомендовал-бы
своим ученикам заниматься фотографией? Чему фотография может научить
творческого человека?
И. - Мой учитель говорил: «если нет карандаша»
- рисуйте глазами». Поэтому, наверное, еще полезней, если есть возможность
фиксировать то, что видишь, учиться компоновать кадр (лист), использовать свет, какие-то случайные находки, которые
происходят с изображением сами собой. Многие художники работали с фотографией,
которая, прежде всего, учит компоновать в данный формат.
Д. - На какие фотокамеры тебе доводилось
фотографировать? Какая твоя любимая плёночная камера?
И. - Фотографировать доводилось на ФЭД,
«Смену-7», «Зенит»! Но, наверное, самые удачные снимки были сделаны на «Зените»
с «Гелиосом», объективом для портретной съемки (если не ошибаюсь).
Д. - У тебя имеются предпочтения по фотоплёнке?
На что ты снимал – цвет или монохром? Почему?
И. - В этом вопросе я не могу считать себя принципиальным.
Наверное, все хорошо – и цвет и монохром. Сейчас бы фотографировал как «сепию».
И в изобразительном искусстве всегда так было: на первом листе фон – тон, потом
– цвет. Быть может, чем более скудные изобразительные средства, тем больше
смысловой глубины можно добиться.
Д. - Бытует мнение, что у
каждого художника есть муза. Что тебя вдохновляет фотографировать или писать
полотна?
И. - Вдохновляет «что-то» внутри, некий
отклик на увиденное, желание «остановить мгновение в вечности». Анри Матисс
писал, что «художник – это человек, который видит мир глазами ребенка, будучи
взрослым человеком». Умение удивляться – вот качество, присущее детям.
Д. - Многие из твоих
фотографий посвящены семье – это же не просто «бытовизмы», это говорит о том,
что семья для тебя много значит. Ты находишь в родных поддержку для реализации
своих творческих задач? Вся семья творческая?
И. - Честно говоря – все свои фото я считаю
бытовыми, безо всякой претензии на высокое искусство. Никаких особо
художественных задач я не ставлю. Все зависит от видения – как вообще ты видишь
окружающий мир. И если получается что-то больше, чем «констатация факта» значит
можно сказать словами Ван-Гога: «Натюрморт – это предметы, нарисованные в тот
момент, когда на них смотрели с любовью».
Да – в родных я нахожу поддержку и вдохновение для работы. Они для меня источник душевного спокойствия, умиротворённости, осмысленности моих работ. Они-же и первые критики для меня.
Да – в родных я нахожу поддержку и вдохновение для работы. Они для меня источник душевного спокойствия, умиротворённости, осмысленности моих работ. Они-же и первые критики для меня.
Д. - Я помню, ты мне показывал цикл фотографий
из поездки во Львов, позже я увидел твои полотна на эту тематику. Можно ли
считать, что те эмоции, которые ты запечатлел на плёнку, нашли отображение на
холсте?
И. - Да, Львов – это частичка жизни! Но, к
сожалению, отобразить город мне так и не удалось. Если честно, фото о которых
ты упомянул – это архитектурный материал для живописи, точнее – живописных
«картинок». Фотография – это не сама цель (как
фотографирования) – это в некотором роде конспект, образов, ситуаций, жизни
как она есть.
Д. - Илья, В завершении диалога, что ты можешь
пожелать нашим читателям?
И. - В завершении
хочу поблагодарить автора за интересные вопросы, которые были заданы мне (как художнику) и возможность поделиться
мыслями; а читателям – пожелать здоровья, любви, мира, творческих успехов и
помнить, что единственная жизнь, которой живет человек, это жизнь его мыслей,
чувств, понимания; одним словом – его внутренняя жизнь – жизнь духа. Так пусть
же эта жизнь всегда будет главной, так как «творчество» и «искусство» - это
именно те «бесполезные» в наш век практицизма и комфорта сферы деятельности,
которые в том числе и отличают живого человека от живой природы.
Д. - Илья, я благодарен тебе за общение. Теперь только осталось поделиться твоими
фотографиями с нашими читателями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий