Тот самый «ФОТО конструктор» от ЛОМО
Немного об игрушечных камерах.
Всем привет!
Всем привет!
Сегодня
многие фотографы с интересом наблюдают за разработками примитивных плёночных toy-камер сообщества Ломографии и
симпатизирующими (а по факту пытающимися
урвать кусок пирога от продажи ломокамер) китайскими производителями.
Фотография, как «игра», давно увлекла творческих фотолюбителей, но что может
быть интереснее игрушечной фотокамеры – только игрушечная фотокамера
конструктор. Многие с интересом согласятся собрать фотокамеру самостоятельно –
ведь это же интересно, узнать, как устроена фотокамера, и потом вдвойне
интересно наблюдать результаты – проявленные с такого фото конструктора снимки.
Данный пост посвящён очень редкому и очень старому экземпляру инженерной мысли разработки лаборатории ЛОМО. Вашему вниманию впервые в истории интернета будет представлен тест и обзор – антикварного «ФОТО конструктора» ЮФК-1 (юный фото конструктор) образца 1967 года выпуска.
Данный пост посвящён очень редкому и очень старому экземпляру инженерной мысли разработки лаборатории ЛОМО. Вашему вниманию впервые в истории интернета будет представлен тест и обзор – антикварного «ФОТО конструктора» ЮФК-1 (юный фото конструктор) образца 1967 года выпуска.
Новое - хорошо забытое старое.
Идея создания фотокамеры как конструктора принадлежит разработчикам ЛОМО, которые ещё в 1960х гг. пытались разработать недорогой продукт, который смог-бы привлечь детей к фотографии (почти каждый советский ребёнок мечтал о фотокамере). Да-да – уже в 60х на базе серийных моделей фотокамер «Смена» (они почти идентичные – с какой именно из «Смен» отбирали компоненты не ясно) разрабатывались опытные образцы – о которых практические ничего не известно (мне не удалось найти никакой информации об этих разработках). Также была выпущена ограниченным тиражом партия первого «ФОТО конструктора» (именовался просто ФК - как он выглядит никто не знает) в продажу. Потребитель по началу «не понял юмора», т.к. рынок изобиловал «полноценными» трофейными и скопированными с трофейных отечественным фотопромом фотоаппаратами.
Идея создания фотокамеры как конструктора принадлежит разработчикам ЛОМО, которые ещё в 1960х гг. пытались разработать недорогой продукт, который смог-бы привлечь детей к фотографии (почти каждый советский ребёнок мечтал о фотокамере). Да-да – уже в 60х на базе серийных моделей фотокамер «Смена» (они почти идентичные – с какой именно из «Смен» отбирали компоненты не ясно) разрабатывались опытные образцы – о которых практические ничего не известно (мне не удалось найти никакой информации об этих разработках). Также была выпущена ограниченным тиражом партия первого «ФОТО конструктора» (именовался просто ФК - как он выглядит никто не знает) в продажу. Потребитель по началу «не понял юмора», т.к. рынок изобиловал «полноценными» трофейными и скопированными с трофейных отечественным фотопромом фотоаппаратами.
Немного
позже был разработан и выпущен «ЮФК-1» (юный фото
конструктор - до сего дня его изображений в интернете тоже не было - именно о нём речь в этой статье и пойдёт),а ещё позже - в конце 70х – начале 80х ХХ столетия ЛОМО выпустил обновлённую версию
фото конструктора «ЮФК-2» для детей на базе серийной «Смена-8М». Об этих экземплярах уже
можно найти информацию, и фотографии, и мнение пользователей, и даже видео
обзор в интернете имеется (для любопытствующих нащёл ссылку на любительский
видео обзор ЮФК-2).
Но…. Всем
давно известно, что «всё новое и моднявое – это хорошо забытое старое». Несколько
лет назад порадовал двух линзовым фото конструктором китайский производитель – Recesky
Twin Lens Reflex Camera. (ссылка на видео обзор по распаковке и сборке)
Также
сообщество ломографии активно торгует несколькими вариантами своего именитого
комплита Konstruktor
Diy 35 mm SLR Camera (ссылка на микросайт данного продукта)
Обзор ФОТО конструктора
А теперь обещанный раритет во всей красе.
А теперь обещанный раритет во всей красе.
Мой
друг и напарник по тестам фотокамер – Денис Монатко, купил это чудо (в почти не тронутой красоте) у
старьёвщика (который как потом выяснилось,
по невероятному стечению обстоятельств оказался дальним родственником Дена).
Естественно имея в своих руках такой раритет (я бы даже сказал – антиквариат) мы не могли не прообзорить (простите за такой термин) и не протестировать его (не все его функции, конечно, а только в формате
фотоаппарата, дабы не лишить конструктор товарного вида).
Коробка
старая картонная с фанерными рёбрами внутри. Коробка конечно была вскрыта при
покупке, углы коробки обтёрлись, а некоторые даже разошлись, но в целом
первоначальный вид раритета сохранился. По наклейкам на коробке можно узнать следующее:
производителя (красуются эмблемы ЛОМО),
партию производства (ГОСТа нет - не уверен, но скорее всего это экспериментальная партия или прототип) и цену на момент продажи…. а стоил сей раритет (и тут нам самое время пустить скупую
мужскую слезу) в 1967 году аж целых 6 советских «деревянных» рублей.
Открываем
крышку коробки и первое что видим – это инструкция с описанием и многообещающими юному фотолюбителю схемами по
сборке: а именно можно собрать лупу, фотоаппарат, фотоувеличитель (для создания фотоотпечатков), фильмоскоп и диапроэктор. Об инструкции говорить не стану – просто прилагаю для вашего
рассмотрения полный комплект сканированных копий.
Внутри
коробки, аккуратно упакованные в крафтовоую бумагу, покоятся (в предвкушении воссоединения) детали (комплектация деталей указана в инструкции). С трепетом, распаковываем
содержимое крафтовых свёрточков и освобождаем от долголетнего сна детали,
аккуратно выкладываем их на рабочий стол.
Детали
всего комплекта выполнены:
- корпус и механика камеры из бакелита, пластика, металла;
- вставляемые диафрагменные кольца из картона;
- линзы объектива из стекла (не пластик, а именно стекло, но и это особо не улучшило качества полученных изображений), затвор металлический двухлепестковый;
- станина фильмоскопа из дерева, часть надстраиваемых (для фильмоскопа и проектора) деталей из покрытого матово-чёрным тоном листового металла;
- дополнительно в комплекте имеется проводок с лампочкой, отвёрточка и пара многоразовых катушек под 35 мм фотоплёнку.
- корпус и механика камеры из бакелита, пластика, металла;
- вставляемые диафрагменные кольца из картона;
- линзы объектива из стекла (не пластик, а именно стекло, но и это особо не улучшило качества полученных изображений), затвор металлический двухлепестковый;
- станина фильмоскопа из дерева, часть надстраиваемых (для фильмоскопа и проектора) деталей из покрытого матово-чёрным тоном листового металла;
- дополнительно в комплекте имеется проводок с лампочкой, отвёрточка и пара многоразовых катушек под 35 мм фотоплёнку.
Приступаем
к сборке. Качество деталей оказалось, добротное – всё стало на свои места.
В принципе сборка проста и логична. Вуаля - фотокамера готова.
А конструктор-то из "Смены"
Естественно
я не мог не узнать в очертаниях дизайна «ФОТО конструктора» старую добрую линейку «Смена-5»
- «Смена-8» (не путать с «Смена-8м»).
Поэтому для сравнения я достал из своих фото раритетов «Смена-6» для сравнения. Как говориться - "лучше один раз увидеть" - поэтому я много писать на эту тему не хочу – просто приложу иллюстрации сравнения обоих
камер (слева на фотографиях "Смена-6", справа - "ФОТО конструктор").
Трудно говорить об эргономике, когда
её нет.
Обычно
я пишу немного об эргономике и управлении камеры. В данном экземпляре нет
ничего такого.
Объектив
выдвижной, выдвигая, переусердствовать можно и вообще выдернуть его из камеры.
О фокусировке речи быть не может – мы пытались вычислить минимальную зону
фокусировки, поняли, что всё что от 1,5 м вообще изображением назвать сложно, а
по максимальной дистанции фокусировки подразумевается бесконечность – в
цивилизованных фотокамерах это называли-бы «фри-фокус».
Хочу
предупредить про объектив – примитивная линза (по факту монокль) хоть и стеклянная, но не особо качественная –
засветы и блики гарантированы, про резкое изображение даже не мечтайте. А ещё
сам тубус объектива не плотно прилегает к муфте, что приводит к радиальным
засветам на каждом кадре, необходимо предусмотреть дополнительное уплотнение (грубо говоря закрыть щели), что мы и
сделали – аккуратно проклеив черной изолентой примыкание объектива к муфте (псевдо байонету).
Перемотка
есть – но счётчика кадров нет – нужно угадывать кадры по рисочке на дополнительном
валике, который вращается от зубчатого колеса цепляющегося за перфорацию плёнки
(у «Смен» там-же находиться полноценный
счётчик кадров).
Видоискатель?
Не, не слышал…. мммм - хотя есть рамочный прицел в пол-кадра прикручиваемый на
конструктор. Штука жутко неудобная – в итоге я им не пользовался вообще – снимал
по принципу ломографии (что в кадр попало
– то и фотография).
Есть
рамочка, которая встраивается в фотографическую камеру делая из стандартного
кадра (24х36 мм) полуформатный (24х18 мм). И вот тут я понял, почему прицел
(типа рамочный видоискатель) имел размер меньше чем нужно – это как-бы намёк на
фотографирование полуформаток (сразу представляется монолог голосом бывалого
фотографа – «экономьте пионеры плёнку – нечего её родимую расходовать, коль до
нормальной фотокамеры не доросли» (:)).
Хочу
заострить внимание на выдержке от руки – двух-лепестковый затвор зажимается
пальцами по принципу пинцета, держите нужную выдержку столько, сколько
потребуется – это неплохо для длинных выдержек, но для коротких – это всё равно
будет больше, чем нужно. Поэтому рекомендую снимать при пасмурном освещении или
с плёнкой низкой чувствительности. Кстати такая нехитрая конструкция затвора
позволяет производить немыслимое количество мультиэкспозиций.
А ещё
камера имеет штативное гнездо старого образца и под большинство современных
штативов не подходит, но это не повод для отчаяния. В ближайшем фотомагазине
покупаете переходник резьбы и вопрос с длинными выдержками и шевеленкой решаем
с помощью штатива.
Диалог с ЛОМО
Мы
не могли смириться с неопределённостью и отсутствием исторически достоверной
информации, поэтому мы решили отправить письмо в легендарный ЛОМО. Хотим
поделиться с вами перепиской с ЛОМО.
Денис
Монатко 2 июня 2015 г., 12:24
Здравствуйте.
Обращаюсь к Вам за помощью, если это возможно.
Увлекаюсь
пленочной фотографией и являюсь обладателем "Фотоконструктора" 1967
года выпуска производства завода ЛОМО. Прилагаю некоторые его фотографии. В
интернете нет никакой информации об этом конструкторе. Пробовал искать в старых
фото-справочниках - тоже нет. Поэтому, обращаюсь к Вам. Если это возможно,
пожалуйста, предоставьте некоторую информацию по поводу этого фотоконструктора.
Что это за разработка или модель? Сколько было выпущено таких конструкторов?
Что означает этикетка с надписью "ТУЛ-175-61"?
Заранее
благодарю за ответ.
С
уважением,Монатко
Денис Сергеевич
И
к величайшему (приятному) удивлению получили ответ в этот-же день.
Здравствуйте,
Денис!
Попробую
ответить на Ваши вопросы. ЛОМО выпускало следующие модели фотоконструкторов:
-
ФК-1 (выпускался в 1961-1962 годах) очень малыми партиями.
-
ЮФК-1 (юный фотоконструктор) - фотоконструктор (фотоаппарат, увеличитель,
фильмоскоп, диапроектор и лупа) - это Ваш. Выпускался с 1963 по 1972 годы.
Количество неизвестно. Он создан на базе нашей серийной камеры "Смена
6".
-
ЮФК-2 - последняя и самая массовая модель, которая выпускалась с 1972 по 1990
(?) годы на базе нашей серийной камеры "Смена 8М".
Все
три фотоконструктора разработаны нашим конструктором Николаем Ивановичем
Панченко.
Что
такое ТУЛ-175-61 я точно не знаю. Меня смущает буква "Л". Если бы не
она, я сказал бы, что это заводские Технические условия на изготовление 1961
года. Дата совпадает с началом производства фотоконструкторов на ГОМЗе, который
после создания объединения с двумя другими предприятиями в октябре 1962 года
назывался ЛООМП (Ленинградское объединение оптико-механических предприятий), а
с 1965 года - ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).
Поэтому
на Вашем комплекте в "Руководстве по сборке" 1967 года уже написано
ЛОМО.
Вот
такая моя версия, которую мне подтвердил один очень известный в мире
коллекционер советской фотоаппаратуры из Литвы, к которому я обратился по
Вашему вопросу за консультацией.
Теперь
у меня к Вам просьба. Окажите любезность и отсканируйте для нашего музея
истории ЛОМО остальные листы этого руководства. Был бы Вам признателен. В музее
у меня есть только ЮФК-2.
С
уважением, Лазарь
Залманов, помощник
генерального директора ОАО
"ЛОМО"
Благодаря не безразличию руководства ЛОМО - мы смогли подать вам более точную информацию о таком вот раритете.
Я
хочу от своего имени Den Weissman,и
имени моего напарника по тестированию фотокамер Дениса Монатко и нашего сообщества фотолюбителей поблагодарить ЛОМО
за то, что Вы многим из нас привили любовь к фотографии ещё с детства (я
припоминаю как мы с трепетом заряжали фотоплёнкой свои «Смены»). Вы легендарный
и уважаемый нами бренд, в честь которого называется всемирное фото движение, к которому мы так-же причастны.
Про изображение?
Сразу предупреждаю! (:)) Не ждите от этого девайса высококачественного изображения….. нет… даже не так – не ждите от этого девайса адекватного фотографического изображения (ну какое-то изображение всё-таки получается), зато художественной выразительности фотографиям, что получаются не занимать. Задача данного фото конструктора была в том, чтобы приобщить интересующихся детей к фотографии, а о качестве получаемого изображения никто не думал.
Если
говорить о получаемом изображении современными стандартами – то это будет идеальная
компактная фотокамера для творческого фотографа, снимающего в таких
альтернативных жанрах фотографии, как ломография, пикториал и особо модным
сегодня андеграудном направлении как лоу-фай.
Мне
очень повеселили некоторые википедивские определения упомянутых мною жанров,
хочу процитировать.
Ломогра́фия — жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках
жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных
плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов. (:))
Пикториали́зм (англ. pictorialism,
от англ. pictorial —
живописный) — течение в европейском и американском фотографическом
искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивающие
в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой эпохи (импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др.). Для достижения подобного
эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати .(мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и
др.)
Ло́у-фай (англ. Lo-fi, от low fidelity — низкое качество).
Хочу
поделится цитатой из одной лоу-фай групп в соцсети, более адекватно
отображающей действительность происходящего - «Изначально термин lo-fi был
характеристикой качества записи музыки. Но в 1990-е годы этим термином стали
обозначать особый стиль в искусстве. Lo-fi
- это намеренное использование допотопной аппаратуры, чтобы создать эффект
«самодельного» искусства, ведь высокие технологии убивают бунтарский дух
фотографии.»
И
действительно, в среде творческих фотографов наблюдается умышленный уход от
хай-энд технологий и некогда бесконечных погонь за мегапикселями. Пипл – жаждет
бунтарства и неординарности. Изображения получаемые «ФОТО конструктором» станут
отдушиной для искателей чудотворного творческого «хардкора».
Все
изображения которые у нас получились при тестировании я бы охарактеризовал как – псходелический сомнамбулизм. Хочу
провести аллегорию – в 60х активно проводились эксперименты с ЛСД – даже если
советские конструкторы ЛОМО не знали об этом – фотографии, которые получаются с
этого устройства получаются, как-будто сам фотодевайс под ЛСД (уж простите за такое сравнение).
Мы успели отснять две
фотплёнки (AGFA Vista 100 и Polaroid High Defenition 100). Вот, что у нас
получилось (выставляю как можно больше фотографий - авторство фотографий - Den Weissman и Денис Монатко).
Вывод:
Ахтунг!
Педантичным перфекционистам этот фото конструктор противопоказан.
Как я
уже писал - любители ломграфии, пикториал фотографии и особенно любители
лоу-фай фотографии оценят данный девайс на все 210%.
Благодарю наших читателей за внимание оказанное нашему блогу. Ваш фотограф-испытатель Den Weissman.
Den Weissman |
Постскриптум:
данный антикварно-раритетный «ФОТО конструктор» мы продали дорого (редчайший экземпляр) – и только настоящим ценителям коллекционерам, потому, что этот экземпляр часть славной истории фотопрома и мы очень хотим сохранить его в первозданном виде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий