июня 02, 2015

Обзор-тест самого ломографического фото конструктора. ЮФК-1




Тот самый «ФОТО конструктор» от ЛОМО


Немного об игрушечных камерах. 

Всем привет!

Сегодня многие фотографы с интересом наблюдают за разработками примитивных плёночных toy-камер сообщества Ломографии и симпатизирующими (а по факту пытающимися урвать кусок пирога от продажи ломокамер) китайскими производителями. Фотография, как «игра», давно увлекла творческих фотолюбителей, но что может быть интереснее игрушечной фотокамеры – только игрушечная фотокамера конструктор. Многие с интересом согласятся собрать фотокамеру самостоятельно – ведь это же интересно, узнать, как устроена фотокамера, и потом вдвойне интересно наблюдать результаты – проявленные с такого фото конструктора снимки.  
Данный пост посвящён очень редкому и очень старому экземпляру инженерной мысли разработки лаборатории ЛОМО. Вашему вниманию впервые в истории интернета будет представлен тест и обзор – антикварного «ФОТО конструктора» ЮФК-1 (юный фото конструктор) образца 1967 года выпуска.


Новое - хорошо забытое старое. 

Идея создания фотокамеры как конструктора принадлежит разработчикам ЛОМО, которые ещё в 1960х гг. пытались разработать недорогой продукт, который смог-бы привлечь детей к фотографии (почти каждый советский ребёнок мечтал о фотокамере). Да-да – уже в 60х на базе серийных моделей фотокамер «Смена» (они почти идентичные – с какой именно из «Смен» отбирали компоненты не ясно) разрабатывались опытные образцы – о которых практические ничего не известно (мне не удалось найти никакой информации об этих разработках). Также была выпущена ограниченным тиражом партия первого «ФОТО конструктора» (именовался просто ФК - как он выглядит никто не знает) в продажу. Потребитель по началу «не понял юмора», т.к. рынок изобиловал «полноценными» трофейными и скопированными с трофейных отечественным фотопромом фотоаппаратами.

Немного позже был разработан и выпущен «ЮФК-1» (юный фото конструктор - до сего дня его изображений в интернете тоже не было - именно о нём речь в этой статье и пойдёт),а ещё позже - в конце 70х – начале 80х ХХ столетия ЛОМО выпустил обновлённую версию фото конструктора «ЮФК-2»  для детей на базе серийной «Смена-8М». Об этих экземплярах уже можно найти информацию, и фотографии, и мнение пользователей, и даже видео обзор в интернете имеется (для любопытствующих нащёл ссылку на любительский видео обзор ЮФК-2).


Но…. Всем давно известно, что «всё новое и моднявое – это хорошо забытое старое». Несколько лет назад порадовал двух линзовым фото конструктором китайский производитель – Recesky Twin Lens Reflex Camera. (ссылка на видео обзор по распаковке и сборке)


Также сообщество ломографии активно торгует несколькими вариантами своего именитого комплита Konstruktor Diy 35 mm SLR Camera (ссылка на микросайт данного продукта)



Обзор ФОТО конструктора 

А теперь обещанный раритет во всей красе.

Мой друг и напарник по тестам фотокамер – Денис Монатко, купил это чудо (в почти не тронутой красоте) у старьёвщика (который как потом выяснилось, по невероятному стечению обстоятельств оказался дальним родственником Дена). Естественно имея в своих руках такой раритет (я бы даже сказал – антиквариат) мы не могли не прообзорить (простите за такой термин) и не протестировать его (не все его функции, конечно, а только в формате фотоаппарата, дабы не лишить конструктор товарного вида)
Коробка старая картонная с фанерными рёбрами внутри. Коробка конечно была вскрыта при покупке, углы коробки обтёрлись, а некоторые даже разошлись, но в целом первоначальный вид раритета сохранился. По наклейкам на коробке можно узнать следующее: производителя (красуются эмблемы ЛОМО), партию производства (ГОСТа нет - не уверен, но скорее всего это экспериментальная партия или прототип) и цену на момент продажи…. а стоил сей раритет (и тут нам самое время пустить скупую мужскую слезу) в 1967 году аж целых 6 советских «деревянных» рублей.


Открываем крышку коробки и первое что видим – это инструкция с описанием и многообещающими юному фотолюбителю схемами по сборке: а именно можно собрать лупу, фотоаппарат, фотоувеличитель (для создания фотоотпечатков), фильмоскоп и диапроэктор. Об инструкции говорить не стану – просто прилагаю для вашего рассмотрения полный комплект сканированных копий.


Внутри коробки, аккуратно упакованные в крафтовоую бумагу, покоятся (в предвкушении воссоединения) детали (комплектация деталей указана в инструкции). С трепетом, распаковываем содержимое крафтовых свёрточков и освобождаем от долголетнего сна детали, аккуратно выкладываем их на рабочий стол.



Детали всего комплекта выполнены:
- корпус и механика камеры из бакелита, пластика, металла;
- вставляемые диафрагменные кольца из картона;
- линзы объектива из стекла (не пластик, а именно стекло, но и это особо не улучшило качества полученных изображений), затвор металлический двухлепестковый;
- станина фильмоскопа из дерева, часть надстраиваемых (для фильмоскопа и проектора) деталей из покрытого матово-чёрным тоном листового металла;
- дополнительно в комплекте имеется проводок с лампочкой, отвёрточка и пара многоразовых катушек под 35 мм фотоплёнку.

Приступаем к сборке. Качество деталей оказалось, добротное – всё стало на свои места.


В принципе сборка проста и логична. Вуаля - фотокамера готова. 

А конструктор-то из "Смены" 

Естественно я не мог не узнать в очертаниях дизайна «ФОТО конструктора» старую добрую линейку «Смена-5» - «Смена-8» (не путать с «Смена-8м»). Поэтому для сравнения я достал из своих фото раритетов «Смена-6» для сравнения. Как говориться - "лучше один раз увидеть" - поэтому я много писать на эту тему не хочу – просто приложу иллюстрации сравнения обоих камер (слева на фотографиях "Смена-6", справа - "ФОТО конструктор").



Трудно говорить об эргономике, когда её нет. 

Обычно я пишу немного об эргономике и управлении камеры. В данном экземпляре нет ничего такого.

Объектив выдвижной, выдвигая, переусердствовать можно и вообще выдернуть его из камеры. О фокусировке речи быть не может – мы пытались вычислить минимальную зону фокусировки, поняли, что всё что от 1,5 м вообще изображением назвать сложно, а по максимальной дистанции фокусировки подразумевается бесконечность – в цивилизованных фотокамерах это называли-бы «фри-фокус».

Хочу предупредить про объектив – примитивная линза (по факту монокль) хоть и стеклянная, но не особо качественная – засветы и блики гарантированы, про резкое изображение даже не мечтайте. А ещё сам тубус объектива не плотно прилегает к муфте, что приводит к радиальным засветам на каждом кадре, необходимо предусмотреть дополнительное уплотнение (грубо говоря закрыть щели), что мы и сделали – аккуратно проклеив черной изолентой примыкание объектива к муфте (псевдо байонету).

Перемотка есть – но счётчика кадров нет – нужно угадывать кадры по рисочке на дополнительном валике, который вращается от зубчатого колеса цепляющегося за перфорацию плёнки (у «Смен» там-же находиться полноценный счётчик кадров).

Видоискатель? Не, не слышал…. мммм - хотя есть рамочный прицел в пол-кадра прикручиваемый на конструктор. Штука жутко неудобная – в итоге я им не пользовался вообще – снимал по принципу ломографии (что в кадр попало – то и фотография).

Есть рамочка, которая встраивается в фотографическую камеру делая из стандартного кадра (24х36 мм) полуформатный (24х18 мм). И вот тут я понял, почему прицел (типа рамочный видоискатель) имел размер меньше чем нужно – это как-бы намёк на фотографирование полуформаток (сразу представляется монолог голосом бывалого фотографа – «экономьте пионеры плёнку – нечего её родимую расходовать, коль до нормальной фотокамеры не доросли» (:)).

Хочу заострить внимание на выдержке от руки – двух-лепестковый затвор зажимается пальцами по принципу пинцета, держите нужную выдержку столько, сколько потребуется – это неплохо для длинных выдержек, но для коротких – это всё равно будет больше, чем нужно. Поэтому рекомендую снимать при пасмурном освещении или с плёнкой низкой чувствительности. Кстати такая нехитрая конструкция затвора позволяет производить немыслимое количество мультиэкспозиций.

А ещё камера имеет штативное гнездо старого образца и под большинство современных штативов не подходит, но это не повод для отчаяния. В ближайшем фотомагазине покупаете переходник резьбы и вопрос с длинными выдержками и шевеленкой решаем с помощью штатива.





Диалог с ЛОМО

Мы не могли смириться с неопределённостью и отсутствием исторически достоверной информации, поэтому мы решили отправить письмо в легендарный ЛОМО. Хотим поделиться с вами перепиской с ЛОМО.

Денис Монатко 2 июня 2015 г., 12:24

Здравствуйте. Обращаюсь к Вам за помощью, если это возможно.

Увлекаюсь пленочной фотографией и являюсь обладателем "Фотоконструктора" 1967 года выпуска производства завода ЛОМО. Прилагаю некоторые его фотографии. В интернете нет никакой информации об этом конструкторе. Пробовал искать в старых фото-справочниках - тоже нет. Поэтому, обращаюсь к Вам. Если это возможно, пожалуйста, предоставьте некоторую информацию по поводу этого фотоконструктора. Что это за разработка или модель? Сколько было выпущено таких конструкторов? Что означает этикетка с надписью "ТУЛ-175-61"?

Заранее благодарю за ответ.

С уважением,Монатко Денис Сергеевич

И к величайшему (приятному) удивлению получили ответ в этот-же день.

Здравствуйте, Денис!

Попробую ответить на Ваши вопросы. ЛОМО выпускало следующие модели фотоконструкторов:

- ФК-1 (выпускался в 1961-1962 годах) очень малыми партиями.

- ЮФК-1 (юный фотоконструктор) - фотоконструктор (фотоаппарат, увеличитель, фильмоскоп, диапроектор и лупа) - это Ваш. Выпускался с 1963 по 1972 годы. Количество неизвестно. Он создан на базе нашей серийной камеры "Смена 6".

- ЮФК-2 - последняя и самая массовая модель, которая выпускалась с 1972 по 1990 (?) годы на базе нашей серийной камеры "Смена 8М".

Все три фотоконструктора разработаны нашим конструктором Николаем Ивановичем Панченко.

Что такое ТУЛ-175-61 я точно не знаю. Меня смущает буква "Л". Если бы не она, я сказал бы, что это заводские Технические условия на изготовление 1961 года. Дата совпадает с началом производства фотоконструкторов на ГОМЗе, который после создания объединения с двумя другими предприятиями в октябре 1962 года назывался ЛООМП (Ленинградское объединение оптико-механических предприятий), а с 1965 года - ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).

Поэтому на Вашем комплекте в "Руководстве по сборке" 1967 года уже написано ЛОМО.

Вот такая моя версия, которую мне подтвердил один очень известный в мире коллекционер советской фотоаппаратуры из Литвы, к которому я обратился по Вашему вопросу за консультацией.

Теперь у меня к Вам просьба. Окажите любезность и отсканируйте для нашего музея истории ЛОМО остальные листы этого руководства. Был бы Вам признателен. В музее у меня есть только ЮФК-2.


С уважением, Лазарь Залманов, помощник генерального директора ОАО "ЛОМО"

Благодаря не безразличию руководства ЛОМО - мы смогли подать вам более точную информацию о таком вот раритете.
Я хочу от своего имени Den Weissman,и имени моего напарника по тестированию фотокамер Дениса Монатко и нашего сообщества фотолюбителей поблагодарить ЛОМО за то, что Вы многим из нас привили любовь к фотографии ещё с детства (я припоминаю как мы с трепетом заряжали фотоплёнкой свои «Смены»). Вы легендарный и уважаемый нами бренд, в честь которого называется всемирное фото движение, к которому мы так-же причастны.


Про изображение?


Сразу предупреждаю! (:)) Не ждите от этого девайса высококачественного изображения….. нет… даже не так – не ждите от этого девайса адекватного фотографического изображения (ну какое-то изображение всё-таки получается), зато художественной выразительности фотографиям, что получаются не занимать. Задача данного фото конструктора была в том, чтобы приобщить интересующихся детей к фотографии, а о качестве получаемого изображения никто не думал.

Если говорить о получаемом изображении современными стандартами – то это будет идеальная компактная фотокамера для творческого фотографа, снимающего в таких альтернативных жанрах фотографии, как ломография, пикториал и особо модным сегодня андеграудном направлении как лоу-фай.

Мне очень повеселили некоторые википедивские определения упомянутых мною жанров, хочу процитировать.

Ломогра́фия — жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов. (:))

Пикториали́зм (англ. pictorialism, от англ. pictorial — живописный— течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивающие в фотографии те черты, которые сближали ее с живописью и графикой эпохи (импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др.). Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати .(мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.)

Ло́у-фай (англ. Lo-fi, от low fidelity — низкое качество).

Хочу поделится цитатой из одной лоу-фай групп в соцсети, более адекватно отображающей действительность происходящего - «Изначально термин lo-fi был характеристикой качества записи музыки. Но в 1990-е годы этим термином стали обозначать особый стиль в искусстве. Lo-fi - это намеренное использование допотопной аппаратуры, чтобы создать эффект «самодельного» искусства, ведь высокие технологии убивают бунтарский дух фотографии.»

И действительно, в среде творческих фотографов наблюдается умышленный уход от хай-энд технологий и некогда бесконечных погонь за мегапикселями. Пипл – жаждет бунтарства и неординарности. Изображения получаемые «ФОТО конструктором» станут отдушиной для искателей чудотворного творческого «хардкора».

Все изображения которые у нас получились при тестировании я бы охарактеризовал как – псходелический сомнамбулизм. Хочу провести аллегорию – в 60х активно проводились эксперименты с ЛСД – даже если советские конструкторы ЛОМО не знали об этом – фотографии, которые получаются с этого устройства получаются, как-будто сам фотодевайс под ЛСД (уж простите за такое сравнение).
Мы успели отснять две фотплёнки (AGFA Vista 100 и Polaroid High Defenition 100). Вот, что у нас получилось (выставляю как можно больше фотографий - авторство фотографий - Den Weissman и Денис Монатко).












Вывод:

Ахтунг! Педантичным перфекционистам этот фото конструктор противопоказан.

Как я уже писал - любители ломграфии, пикториал фотографии и особенно любители лоу-фай фотографии оценят данный девайс на все 210%.



Благодарю наших читателей за внимание оказанное нашему блогу. Ваш фотограф-испытатель Den Weissman.
Den Weissman


Постскриптум: данный антикварно-раритетный «ФОТО конструктор» мы продали дорого (редчайший экземпляр) – и только настоящим ценителям коллекционерам, потому, что этот экземпляр часть славной истории фотопрома и мы очень хотим сохранить его в первозданном виде.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий