мая 19, 2016

Камеростроение - пинхол камера "Пинека"



Приветствую всех любителей альтернативной аналоговой фотографии, и в частности пин-хол. Хочу рассказать и показать, как я собирал одну из моих безлинзовых камер.


Часть 1я - Предыстория.


Как всегда начну из далека…
Я давно увлекаюсь фотографией, и в частности начинал с аналоговой фотографии, потом у меня появился цифровик, но меня смущала некая предсказуемость цифровых фотографий, поэтому я реши позаморачиваться и начал листать интернет в поисках интересненького (было это аж в 2009 м году). Нашёл ряд интересных фотографий с необычно искажёнными перспективами, нестандартными ракурсами, засветами и винъетированиями. На этих фото движущиеся объекты были смазаны, а статичные объекты были умиротворёнными, всё изображённое было как-бы «вне времени» - я заинтересовался, начал искать первоисточники. Выяснил, что это фотографии, сделанные некими «безлинзовыми» (ого!) кастомными фотокамерами (вернее камерами обскура) – пинхол (или стеноп). Самые интересные снимки были сделаны именно на самодельные камеры, которые снимали на аналоговые фотоматериалы (фотоплёнка, фотобумага и другие светочувствительные субстанции). Исходя из названия «
Pinhole» - я почти был уверен, что это очередные «дизайнерские» причуды британцев или итальянцев.

Но как потом выяснил – пинхол – это прародитель всей фотографии в целом и этому явлению очень много внимания уделяют именно «отечественные» (пост совковые) фотолюбители. Так я познакомился с творчеством таких пинхолистов  как: Игорь Брякилев (большое Вам СПАСИБО за открытие новых творческих горизонтов, и практические примеры неограниченности пинхол), Артурас Мешкаускас (он составил мне и другим пинхолистам серьёзную конкуренцию в читательском конкурсе Foto&Video №7, 2013 «пинхол», и естественно победил - достойная победа), Вадим Шамков (с невероятными монохромными образами), Александр Голубев (он-же «Есть Рыба», который всегда удивлял новыми порциями фотографирующих пинхольных самоделок). Но "камеростроение", как искусство и глубокомыслие пинхол фотографии превознёс Уейн Белгер, реализуя свои философские и в тоже время шокирующие проекты.
В общем, я перевпечатлися обилием информации о безлинзовом камеростроении возможностями, которые передо мной открывались. Вот и я решил не медлить и начать строить свои камеры (они все со мной до сих пор и все периодически используются по назначению). Я конечно не столь заморочлив как Белгер, поэтому начал с простых проектов (типа консервных банок, заряжаемых фотобумагой), потом решил соорудить нечто под фотоплёнку (потому, что носить с собой несколько, перезаряжаемых только в даркруме банок, мягко говоря неудобно) - нужен был компактный агрегат с многокадровыми возможностями. Вот так я и начал замышлять проект «Пинека».

Часть 2я - Камеростроение.

Для проекта «Пинека» была взята примитивная компактная малоформатная камера ноу-нейм производитея (оригинальное название «Pameca», которая в дальнейшем в виду изменения своего функционального назначения из мыльницы в пинхол получила новое имя «Pineca»).
Процесс камеростроениея (вернее ребилдинга) заснял (и сразу оговорюсь процесс сборки был спешно заснят на мобилку, так, что Вам придётся наслаждаться цифро-лоуфай иллюстрациями), так, что предоставлю Вашему вниманию пошаговый разборочно-сборочный процесс - комикс из нескольких иллюстраций с примечаниями.

Инструментарий.
Инструменты, которые я использовал: плоскогубцы, микро сверло, макетный нож, микро отвёртка, пинцет, наждак, штангенциркуль, маркер, суперклей, игла для проколки безлинзового "объектива" (дырки).
Это самые элементарные инструменты, которые почти у каждого имеются дома, а даже если и нет кое-чего – это элементарно можно достать на барахолке или в строительном магазине. А для изготовления  более примитивных пинхол камер нужно ещё меньше инструментов.

Анализ и проектирование.
Для начала полная разборка камеры донора и анализ происходящего. Составление нескольких замеров и подсчётов.
Самое важное в доноре – это тёмная (именно фотографическая) камера и плёнка-протяжный механизм. Поэтому я внимательно изучил содержимое и продумал концепцию будущей камеры.
Так-как пинхол не содержит в себе собирающей линзы (да и в принципе никаких линз не содержит), фокусировка по всему полю кадра не будет ограничиваться, поэтому я решил расширить границы кадра с стандарнтого малоформатного 24х36 мм до двойного панорамного 24х72 мм. То есть моя концепция – сделать панорамную плёночную безлинзовую камеру.

Ничего лишнего.
Важно отказаться от лишнего: в первую очередь выкидываем объектов (линзу), потом выкидываем штатный затвор (он годиться только для коротких выдержек, а наша цель длинные выдержки).

Расчленение.
Читается, конечно, варварски, но именно это мне и предстояло сделать, чтобы переоборудовать камеру под панорамный формат. Собственно все просто: анализ, разметка, распиловка каркаса камеры.

Результат распиловки – горстка деталей.
Прощай заурядная «мыльница» - ты воскреснешь в новом обличии после пластической операции.

И снова анализ происходящего.
Справа на лево - передняя панель, задняя крышка и пластина будущего затвора, каркас. Мне предстояло определиться, как сформировать новый примитивный затвор в существующем каркасе, с запиранием-отпиранием «от руки», что-то типа шторки или заслонки.

Кастомизация (самодельничество).
Для этого произвёл предварительную сборку основных узлов (распиленного) каркаса камеры. Выяснил, что куда способно поместиться (я про новый затвор), выяснил, что куда нарастить (я про имплантаты удлиняющие каркас камеры, для придания её панорнманости). Никакой пошлости – это обыденные задачи при кастомизации и определении фактических размеров донорского материала и моделировании новых физических размеров.

Имплантация.
Нашёл подходящий светонепроницаемый (чёрный) пластик (использовал пластиковые тубусы от CD-дисков). Вырезал необходимые удлиняющие имплантаты, вклеил суперклеем, швы зачистил наждаком. Удлинил каркас камеры на 36 мм – сделал «лимузин».

Главное устойчивость.
Так как пинхол подразумевает длинные выдержки – я на всякий случай оборудовал корпус камеры штативным гнездом (да и вес пластиковой камеры маловат - можно груз прикрутить для борьбы с ветровыми нагрузками).

Перед сборкой.
Каркас, с лентопротяжным механизмом, будущий затвор (всё-таки решил сделать его в виде заслонки), передняя панель и задняя крышка (важно в крышке восстановить, или предусмотреть новые уплотнители от засветки).

Внутренняя камера.
Вклеенная пластина из жести с проколотой дыркой вместо объектива, все клеевые соединения я промазал черным лаком, чтоб избежать паразитных засветок (и снова - прошу прощения за качество фото).
Очень важно правильно рассчитать и проколоть пинхольное отверстие (дырку).
Диаметр отверстия рассчитывается, в зависимости от размера формата кадра и фокусного расстояния и других физических факторов (например, длинна волны света). В интернете можно найти формулу расчёта отверстия, но даже для подзабывших физику, есть замечательные программы-шпаргалки для стандартных операционных систем так и для мобильных устройств. Я использовал прогу «PinholeDesigner» (могу поделиться) - как по мне так это самая понятная и логичная программа.
Для изготовления диафрагмы я использую кусочек тонкой алюминиевой жести, вырезанной из банки от газировки (ну или пива – кому что). Для изготовления отверстия берём тонкое шило или иглу, придавливаем колющим инструментом жесть в месте предполагаемого отверстия, но прокалываем (!) – наша задача создать вмятинку с одной стороны и выпуклость с другой стороны. Потом аккуратно начинать шлифовать наждачкой «нулёвкой» выпуклое место до появления отверстия (регулярно проверяем на просвет), и потом продолжать шлифовать, проверяя диаметр, до достижения расчётного показателя отверстия. Если промахнулись – выполняем процедуру повторно на новом кусочке жести. Точность диаметра отверстия влияет на резкость и прорисовку деталей изображения.

Сборка.
Ещё раз всё перепроверяем, высушиваем клеевые соединения, проверяем светонепроницаемость камеры и затвора, производим сборку.

Тестируем.
Заряжаем тестовую фотоплёнку, берём штатив, экспонометр (калькуляторы экспонометрии можно скачать на мобильник и перерасчитать стандартные диафрагмы на диафрагму вашей камеры, я к примеру пользуюсь этим калькулятором). Выходим на неспешную фото прогулку. Я испоьлзовал различные (стандартные 35 мм фотоплёнки, он-же ТИП-135), но для увеличения времени выдержки, предпочитаю использовать на этой камере слабо чувствительные (например "Микрат-200", "Микрат-300" или "МЗ-3Л"), либо полу ослепшие просроченные фотоплёнки.

 

Часть 3я – Фотографические изыскания.

Без лишних слов представляю Вам фотографии сделанные этой кастомной пинхол камерой в разное время, на разные фотоплёнки, при разных условиях освещения (и далеко не всегда с использованием экспонометра – от практики уже научился примечать примерное время съёмки для того или иного освещения).













Часть 4я – Вывод 
Пинхол фотография, интригующая и увлекательная, в ней есть доля непредсказуемости и дух экспериментаторства. Если вы хотите творчески почудить с аналоговой фотографией – то этот жанр фотографии превзойдёт все Ваши ожидания.
Весь процесс, от задумки и сборки фотокамеры – до съёмки, проявки и получения первых кадров – это единое творческое действо. Не бойтесь экспериментировать с аналоговыми фотоматериалами.
На практике не так уж и сложно без особой подготовки, собрать в домашних условиях из подручных материалов или старых фотокамер приемлемую пинхол камеру. Это доступно каждому.
Если всё-же Вы желаете пообщаться со мной по камеростроениею или пинхольным  фото процессам – буду рад общению (мои контакты можно найти в разделе «Авторы блога»).
Желаю удачных экспериментов!
Den Weissman

Комментариев нет:

Отправить комментарий