марта 22, 2012

Сага для космонавта - ТЕСТ НА ЛОМОГРАФИЧНОСТЬ камеры ЧАЙКА-2 (ч.1)


ИНТРО!
Сей тест-обзор будет немного не стандартным – по причине двойного авторства, но это и к лучшему – потому, что читающий услышит «две стороны одного альбома».

В роли «альбома» сегодня выступит интересная винтажная фотокамера – «ЧАЙКА-2», а в роли сторон – два мнения двух дядек на букву «Д». Обзор и техническая часть – Мистер-тестер Дэн Вейссман. Полевые испытания – ломоголик со стажем Димон-Камон Кармазин. Так что слушайте альбом «Чайка-2» группы «дабл-Ди».




SIDE  «А» - ОБЗОР

История.
Мне уже доводилось делать тест и описание подобной камеры – АГАТ-18 от того-же производителя, и она мне понравилась. Камера, которую буду описывать, – является «пра-пра-бабушкой» АГАТ-18, но не буду забегать вперёд – начну по порядку.

Белорусское Оптико-Механическое Объединение (БелОМО) произвело на свет множество интересных продуктов. Что касается класса компактных полуформатных фотокамер – то БеЛОМОвцы в этом явно преуспевали. Пока братские фото-гиганты ублажали профессиональную аудиторию фотографов – сии (наверное, глядя на японские разработки типа OLYMPUSовских PENов) разрабатывали стратегии в виде компактного добротного продукта с простым управлением, нацеливаясь на фотолюбителей. Таких продуктов у БеЛОМО было пять: «Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3» и «Агат-18». Сегодня у нас на прицеле – «Чайка-2».

Период выпуска «Чаек» приходится на 60е-70е годы советской индустриализации и романтического футуризма (типа «мирный атом» и «полёты в космос»). «Чайка-2» выпускалась в период с 1967 по 1972 года.

Кстати, имя камер не простое – и есть тому прекрасная (и действительно реальная) легенда! Название «Чайкам» дали в честь величайшей и героической личности человечества – 1-й женщины космонавта Валентины Терешковой – «Чайка» - это её личный позывной во время космического полёта! Так, что Валентине от нас двойной респект!

Описание
Тип камеры – однообъективная 35 мм шкальная полуформатная механическая компактная камера.
Предназначена – для начинающих фотолюбителей.
Размер – 105х78х55 мм (ДхВхШ).
Материал – корпус фотоаппарата металлический, механика металлическая, обруч объектива металлический, линза стеклянная.
Качество сборки – добротный корпус и механизм лентопротяжки, конструкция объектива проста и надёжна, задняя жестяная крышка (возможно это только на том экземпляре, который мне довелось обозревать) немного перекашивается и не закрывается пока её не поправишь.

Характеристика:
Фотоматериал - пленка  тип 135 (35 мм) – размер кадра «полуформат» 18х24 мм;
Объектив – «Индустар — 69» 2,8/28 мм, съемный (до этой модели был несъёмный) с резьбовым соединением М39х1;
Дистанция фокусировки – от 0,8 метра до бесконечности, макросъемка не возможна;
Диафрагма – от f2,8 до f16.
Выдержка: 1/30 с.; 1/60 с.; 1/125 с.; 1/250 с.;
Режим «В» («бульб» - длинная выдержка) – в ручном режиме;
Затвор – механический пяти-лепестковый центральный залинзовый;
Перемотка – механическая (ручная) курковым рычажком, намотка плёнки на встроенную приёмную катушку;
Счетчик плёнки – механический, самобсброс счётчика при оттягивании оси обратной перемотки;
Спуск – кнопочный, с блокировкой затвора при не перемотанном кадре (двойная экспозиция не получится);
Встроенная вспышка – отсутствует, нет вспышечного разъём «горячий башмак», но есть (не знаю уж и зачем) «Х» синхронизирующий контакт внешней вспышки;
Видоискатель – рамочный с ограничительными метками.


Эргономика
Камера в руках выглядит очень компактной, лёгкой и элегантной, и тактильно ощущаешь добротные материалы (металл и накладки из кожзаменителя). Экземпляр, который я обозревал, старше меня на несколько лет, но она не выглядит устаревшей и следов износа практически не наблюдается.

В эргономике камеры – нет ничего лишнего (за исключением одного элемента), а это уже залог успешной эксплуатации.

На «лице» камеры
Кнопка спуска с резьбовым соединением для спускового тросика – для тех, кто осмелиться снимать на режиме «бульб» (длинная выдержка), что очень даже уместно для стабилизации при съёмке.

Объектив съёмный (напомню, что на предыдущей модели «Чайки» он был не съёмный) с резьбовым байонетным креплением М39х1. Но не обольщайте себя тем, что можно использовать объективы с аналогичным байонетом от других камер. Всё дело в том, что на этой камере из-за формата кадра 18х24 мм другой рабочий отрезок объектива (надеть «левый» объектив с аналогичным байонетом сможете, но адекватной картинки не будет). Объектив на «Чайку» без самой «Чайки» достать не реально – так, что берегите оптику! На объективе две основные шкалы – диафрагма (от f2,8 – до f16) и шкала расстояний для более упрощённой эксплуатации, продублированная пиктограммками: «портрет», «групповой портрет», «пейзаж» и «бесконечность» - так, что эргономика объектива проста и понятна.

Передняя линза видоискателя (даже не пластиковая).

…И… самое главное и единственное «фиаско» этой фотокамеры – «Х» синхронизирующий контакт для фотовспышки. Вот зачем, спрашивается делать его без «башмака»? Куда фотовспышку надевать-то? Ведь это не павильонная камера, а компакт, которым снимают с рук. Моё субъективное мнение – либо недостаёт разъёма «горячий башмак», либо «Х» синхроконтакт здесь вообще не причём.

По бокам камеры
Металлические петли для нашейного ремешка. Кстати, сам ремешок выполнен из тонкой чёрной тесьмы, что добавляет ещё большей элегантности и без того изысканному дизайну камеры.
Засов-замок задней крышки камеры. Добротный – даже с запасом (такой как на некоторых «Зенитах» ставят).

Сзади камеры
Здесь расположено только два элемента, но они очень важны. Это – окуляр видоискателя и курковый рычажок перемотки плёнки. Курковая перемотка плёнки в механических фотокамерах – это признак «VIPушности» – конструктивно и очень удобно. Такое инженерное решение советские фото-конструкторы применяли только в дорогих зеркальных и некоторых дальномерных фотокамерах – здесь этот приём исключение из правил.

Снизу камеры
Металлическое штативное гнездо – вот если бы на камере не было длинных выдержек – оно было бы не оправдано, а так даже очень кстати будет любителям по-«бульбить».

Диск обратной перемотки плёнки, при оттягивании которого автоматически сбрасывается счётчик плёнки. И ещё дополнение на нём – дисковая шкала-подсказка различных стандартов чувствительности плёнки. Не уверен, что сия шпаргалка будет полезна фотолюбителю, но конструкторская забота о потребителе и это предусмотрела.

Сверху камеры
Окошко с показаниями шкалы счётчика плёнки.
Диск определения выдержки.

Внутри камеры
Слева – бокс для установки стандартной плёночной 35мм катушки.

Кадрирующее окошко – расположено вертикально, а это означает, что не стоит забывать, о том, что фотографируя горизонтальный кадр – камеру необходимо держать вертикально и, соответственно, фотографируя вертикальный кадр – камеру необходимо держать горизонтально. Всё наоборот – но к этому привыкаешь.

Справа расположены: зубчатая катушка счётчика ленты и встроенная приёмная катушка плёнки.


Плюсы камеры: винтажный элегантный дизайн, компактность и продуманная эргономика (особенно курковая перемотка), качественные материалы, экономия плёнки (в два раза больше кадров).

Минусы камеры: (вернее «минус» и он только один) наличие синхронизирующего контакта вспышки – он конечно и не мешает вовсе, но и толку от него не будет.

Все  - SIDE  «А» доиграла – переворачивайте пластинку.
До новых ЛОМОТЕСТОВ!

Ваш экспериментатор: Мистер тестер Den Weissman.
P.S. Передаю слово ломоголику со стажем: Dmitry Karmazin.

Комментариев нет:

Отправить комментарий