января 16, 2015

Найденная плёнка #1


Что такое «Плёночная археология»?



Всем читателям, привет!
Хочу рассказать Вам о всё больше набирающем популярность движении социальной культуры, сочетающем в себе: фотографию, увлечение антиквариатом, любовь к истории и, в какой-то степени, кладоискательству – «найденная плёнка» или «Found film». Сразу хочу предупредить, что изначально данным термином назывался один из хоррор жанров кинематографа, который основывался на якобы найденных документальных кино-фото-материалах …. но в этом паблике речь не о хоррорах.
Сегодня всё чаще и чаще под данным термином подразумевается реально найденная кем-либо фото (и реже кино) плёнка, (чаще всего) не идентифицированного авторства. Это частичка истории глазами некого неизвестного фотографа. Испорченные или, если повезёт, уцелевшие кадры как-бы открывают нам ранее неведомый портал в прошлое, некую загадку, которая завораживает. Иногда попадаются простые кадры из жизни людей, иногда некие исторические или хронологические события, а иногда и уникальные кадры. Всегда чувствуется характер изображения и тот факт, что время потрудилось над этими образами. Сегодня даже возник новый термин дающий очень точную характеристику данному явлению – «плёночная археология».


Бобины с фотоплёнкой, которой так и не суждено было быть отснятой.
Эта находка была обнаружена в заброшенной фотолаборатори, пострадавшей
от повышения грунтовых вод (затопило)

















Несмотря на век цифровых технологий, нахождение утраченных фото материалов из прошлого встречается сегодня очень часто. Сегодня такие находки особо востребованы историками,  коллекционерами и фото любителями.
Вот реальная история. Один знакомый рассказывал мне, что он лет 10 назад в составе некой строительной бригады реконструировал чердак старого здания. Был найден целый ящик отснятых амбротипов (старинные фото негативы крупноформатной фотокамеры на стеклянной пластине с фотоэмульсией на глицериновом основании), многие из них были повреждены и это сокровище приняли за хлам и (о ужас) просто вынесли на мусорку, и к сожалению изображений не сохранилось…. Это очень печальная история, и мой собеседник вспоминая этот случай очень сожалеет (а я - скорблю о такой потере и сильно расстраиваюсь вспоминая эту историю). На сегодняшний день такая находка действительно приравнивалась бы к находке сокровища, как в историческом, так и материальном эквиваленте.



Откуда беруться такие фотоплёнки?
1.    Иногда мы находим в домашних вещах свои-же отснятые плёнки (или плёнки наших родственников), которые были проэкспонированы 10-ть, 20-ть и более лет назад, но после про них забыли;










2.    Некоторые плёнки находим в заброшенных чердаках, подвалах, кладовых (это остатки профессиональных или любительских фотолабораторий);










3.    В интернете (вполне реально найти в соответствующих форумах) существуют международные рынки продаж найденных фотоплёнок (как проявленных так и не проявленных);
4.    На фото барахолках тоже можно купить проэкспонированную (в каком-нибудь из продаваемых фотоаппаратов) плёнку;
5.    Чаще всего такие находки приключаются, когда мы покупаем на тех-же фото барахолках или через интернет, или нам просто отдают старые фотокамеры, которыми кто-то уже успел (или не доуспел) попользоваться.








 

Естественно о качестве изображения в таких плёнках можно только мечтать. Многие плёнки просто не доживают до сегодняшних дней, но если удаётся с такой плёнки извлечь хоть какое-то изображение – это большая удача. Почему-то негласным правилом ценятся именно не проявленные ранее плёнки, которые впоследствии ты сам оживляешь (проявляешь).
Я бы даже сказал, что плохое качество изображения придаёт изображению некую таинственность и аутентичность загадок прошлого. И, естественно, в такое изображение хочется вглядываться и разгадывать его секреты:
-  кто был фотографом (мальчишка с папиным фотоаппаратом, или фотолюбитель, или это фотографии пожилой четы путешествующей по миру)?
- чем руководствовался человек фотографируя (это семейный праздник, или это красоты окрестностей возле озера, или это вечеринка, или даже любимый питомец)?
- где это было сфотографировано (это путешествие в большой город, или это дом в деревне, или это служба в армии)?


Согласитесь – соприкасаться с жизнью других людей и смотреть на мир их глазами очень интересно. Почему-то, несмотря на некую банальность историй увиденных на этих кадрах – в них хочется верить. Эти кадры правдивее современных постановочных фотографий, зализанных, заретушированных, снятых на навороченные дорогие объективы и высокотехнологичные камеры. На таких кадрах жизнь – такая как она есть, без украшательств, без наигранных историй и запрограммированных сценариев.


Мне тоже удалось столкнуться с парой таких плёнок, но история их немного банальна.

1я найденная плёнка – я назвал её «Крымские хрономиражи». 
В 2013 году я случайно обнаружил на прежней квартире (к времени обнаружения я уже жил около 6 лет в другом месте) катушку отснятой непроявленной «Свема-64».
Проявлял я плёночку сам (примерно год спустя после находки). После проявки выяснилось, что изображение есть, но далеко не самого лучшего качества (или опытный подбор времени проявления оказался не совсем удачным). На фотографиях я смог опознать персонажей (по фигуре и одежде – хотя по схожести образов люди на фото больше похожи на биороботов) и узнать местность (по архитектуре и ландшафту) – так я и идентифицировала плёночку.
Это оказалась моя плёнка (фотографировал я и мой друг). Это была моя туристическая поездка в Крым, а данная катушка (из нескольких проявленных ранее) сохранила кадры Бахчисарайского ханского дворца,  Свято Успенского пещерного монастыря, Иосафатовой долины и Чуфут-Кале. Снимал я на просроченную (даже на тот момент просроченную) плёнку, подаренной мне дедом Смена-8м. Плёнка экспонирована году эдак в 98-99м прошлого века (драматизм зашкаливает), поскольку я был начинающим фотолюбителем (да по факту я ещё подросток несведущий был), то проявлять я сам не умел, к тому-же  реактивы были большим дефицитом. В итоге эта катушка просто потерялась в моей дремучей берлоге, а потом перекочевала с мусором и макулатурой в прихожую, где она в пыли и сырости пролежала более десятка лет, пока её случайно не обнаружили.
Вот, что мне удалось вытянуть из прошлого, благодаря этой находке:
На этих фото я узнал себя.
На этом фото я узнал своего друга детства,
которого тоже зовут Ден






















Это я в одной из ниш горного монастыря,
за спиной вид на долину












Два друга детства (слева) - два Дениса
Сзади строения Бахчисарайского ханского дворца




































Туристические тропы между скал,
на фото видна подпорная стенка из каменной кладки

 
Ограждения туристической тропы
Строения Бахчисарайского ханского дворца

Монумент Танк 6-й Гвардейской Сивашской Краснознаменной танковой бригады


















































































Даже не смотря на убитейшее качество изображения, такие фотографии выглядят просто волшебно, как будто пространственно-временной континуум в некой точке известной вселенной истончился и проявил нам образы прошлого. 

2я наденая плёнка – я назвал её «Компанейские истории».
Плёнка найдена в 2014 году. Я помогал делать родственникам ремонт, в результате перебирания хлама обнаружилась отснятая и уже проявленная катушка фотоплёнки с достаточно качественными изображениями. Расспросив родственников, владельца плёнки не удалось опознать. Позже выяснилось, что в далёкие советские времена у родственников периодически останавливались студенты заочники Горного института и дальние родственники приехавшие погостить в большой город из провинциальных мест – вероятнее всего плёнка принадлежала кому-то из них.
На большинстве фотографий присутствует один человек – вероятно, он и был хозяином фотоплёнки. Судя по одежде, причёскам и типажу лиц – фотографии сняты примерно в конце 70х – начале 80х годов. На плёнке запечатлена некая компания друзей.
Вот такие истории нам рассказала эта катушечка фотоплёнки:















































Особенно меня впечатлили лесные фотографии (этакий реализм советского туриста) и девушка сидящая на траве (прямо-таки ломографический снимок, очень атмосферное фото).

Для более яркого понимания что это за явление такое «плёночная археология» - хочу порекомендовать работы и публикации известного и очень уважаемого мною (надеюсь и не только мною) блогера и стрит-фотографа amirko он же Эмир Шабашвили ныне проживающего в Маями. Ему удаётся находить и проявлять уникальнейшие фотографии из найденных катушек фотоплёнки. Прилагаю ссылку на раздел его блога посвящённый данной тематике – в данном разделе множество публикаций – раскрывайте каждую публикацию и  наслаждайтесь фотографиями.
Напоследок хочу обратиться с просьбой к читателям нашего блога. Если Вам посчастливилось (или посчастливится) найти такие плёнки, попробуйте проявить их или обратитесь к специалистам по проявке. Свяжитесь со мной и поделитесь своей находкой с нашими читателями – мы с радостью сделаем публикацию о вашей находке. А если Вам некогда заниматься проявками такого сокровища – подарите свою находку мне, а я постараюсь извлечь из неё крупицы прошлого. Заранее благодарен Вам.
Den Weissman (Денис)





Комментариев нет:

Отправить комментарий